Материал из Отдых в России.

Перейти к: навигация, поиск

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области

160901, Вологодская область, п/о Молочное, д. Семенково
(8172) 75-80-52
От ж/д вокзала Вологды автобус N107 до д. Семенково.

Когда-то люди переехали из деревень в города. Они получили квартиры, в которых были ванны и не было печей, и поняли, что вряд ли вернуться в свои деревянные дома. Однако старые избы люди сохранили. Для них придумали заповедники, которые назвали архитектурно-этнографическими музеями под открытым небом. В чистое поле свозили дома из прошлой жизни и ставили, где краше будет.

Вологодским избам повезло. В 1979 году, когда родилась идея создать музей, ему обещали отвести огромную площадь - 96 гектар. Но что-то не сложилось, и реально дали 12. Все получилось, как в настоящей деревне: и покос, и кладбище, и ярмарочная площадь. Первый дом привезли сюда в 1987 году, и с тех пор живет-поживает под открытым небом не музей, а вологодская деревня, возраст которой перевалил за 100 лет. И оказавшись здесь, каждый понимает, что деревня живая.

С вершины косогора разносится стук топоров - строят Георгиевскую церковь и погост. Деревенька стоит в низине, и любого человека, вошедшего в музейные ворота, так и тянет пробежаться по зеленому лугу, к древним избам. Вы не представляете, как же приятно стоять на разогретом солнцем крыльце огромного дома! Потом войти в прохладные темные сени.

Кстати, в сенях никогда не делали окон. Причина до смешного проста: со света в темноту комары и прочие крылатые не летят. И вы без конца сможете хлопать дверьми, а мух и комаров в доме не будет.

Что такое вологодская изба? Представьте себе дом-корабль, где под одной крышей живет несколько семей (15-20 человек), скотина, птица. Все подчиняется старшому. Старшой - не старший, а тот, кто делает основную часть работы. Дом занесен снегом и практически отрезан от внешнего мира. А зима длинная-длинная... Здесь, в музее, отчетливо понимаешь, что раньше люди возлагали на дом важную миссию - сохранение своего покоя.

В вологодской избе символично абсолютно все. Например, нужно было ответственно подойти к возведению стен, ведь стена дома - это граница, отделяющая внутренний мир человека от внешнего мира. И лучше, если граница эта будет выстроена из ели, сосны или лиственницы. Для стен нельзя брать ни старые, ни молодые, ни священные, ни, тем более, буйные деревья. Какие деревья старые, какие молодые, мы сейчас определить еще сможем. А вот какое дерево священно? Это дерево, про которое рассказывают легенды, или, прислоняясь к его стволу, излечивают болезни - в общем, волшебное дерево. Плохо будет, если в стену ляжет буйное дерево, оно может выгнать человека из дома. Растут буйные деревья в местах, где сосредоточены темные силы, например, на перекрестке или там, где когда-то стояла старая баня. Рубить деревья нужно непременно зимой, венцы обрабатывать только топором. Это, конечно, медленнее, чем пилой, зато все поры закроются, и дом дольше простоит. Дом строят без окон, без дверей, пока не осядет.

Внутри дома, за стенами из толстых бревен, прохладно. Огромная русская печь стоит в углу и занимает почти четверть пространства. Она греет, кормит, моет, она же символизирует женское начало, а огонь - мужское. Именно поэтому хлеб - детушка.

Большая комната разделена по потолку балкой - матицей. Под ней место третьего поклона, за нее заступить можно только по приглашению хозяина. В красном углу стоит стол. Это не просто стол - это Божественная Ладонь. На нем стоит утица. Когда объяснят, символом чего является эта большая чаша в форме утки, становится понятно, почему туристы прочесывают сувенирные магазины в ее поисках и почему она стоит таких безумных денег. Ведь именно из яйца Утицы образовалась Вселенная.

Спуск в подклет (помещение под полом) символизирует переход из мира людского в мир Земли. Побоявшись заблудиться в лабиринтах подклета, выскакиваешь в ясный день. И тут же тонешь в запахе сена, когда мимоходом зайдешь в амбар, и тут же начинаешь вспоминать о сусеках и забытом с детства Колобке.

На краю деревни уже «включили» «гигантские шаги», и заскрипели огромные качели. «Гигантские шаги» - изобретение замечательное. На высоком столбе вращается колесо. С него свисают четыре веревки с палками на конце. Хватаешься за палку и бежишь по кругу, пока не раскрутишь колесо. И вот уже оно само тащит тебя за собой, и, перестав бороться с центробежной силой, ты скачешь по кругу, как веселый кенгуру. Одно не понятно: что смешнее, по кругу скакать или со стороны смотреть?

Так жалко от всего этого уезжать, хочется слушать тишину, бродить среди старых изб, смотреть на красочный пейзаж, растянуть удовольствие. Ведь еще не сходили вон в тот дом на отшибе, говорят, что там живет охотник. Дом чудной, глядя на обстановку, в голове всплывают образы золотоискателей с Клондайка из бессмертных рассказов Джека Лондона. Здесь венские стулья соседствуют с пушистыми шкурами, стол с точеными ножками - со снегоступами. Жители деревни, понятное дело, считают охотника колдуном, поэтому и живет один да поодаль.

Кто кого считает колдуном? Кто живет? Какие жители? Какие охотники? Это ведь музей! Это просто такой музей...

См. также

Личные инструменты
здравствуй, страна!