Материал из Отдых в России.

Перейти к: навигация, поиск
Герб Холмогоры
Герб Холмогоры

Холмогоры — красивое село в 75 км от Архангельска на берегу Северной Двины. Административный центр и крупнейший населённый пункт Холмогорского района. Население села составляет около 4,6 тысяч жителей. Село Ломоносово вблизи Холмогор известно как родина М. В. Ломоносова.

Холмогоры – центр художественного промысла – холмогорской резной кости. В селе Ломоносово работает художественная артель, есть школа, готовящая мастеров-резчиков, свой музей.

Содержание


История

Село Холмогоры (первоначально Колмогоры, Колмогорский городок) известно с XIV века.

Именно в XIV веке ушкуйники Великого Новгорода, владевшего Заволочьем — землями от Белого Озера и до самого Камня, основали небольшой острожек на левом берегу одной из проток Северной Двины, примерно в 100 верстах выше ее устья. Место оказалось очень удачным — извилистая, но глубокая протока Курополка позволяла зимовать здесь судам, защищая их от весеннего ледохода. Еще одним преимуществом высокого острова было удобное место для возможной обороны, и в конце XIV века на нем была простроена деревянная крепость.

Селение было названо Колмогорским городком, и происхождение этого слова до сих пор остается загадкой для ученых. Кто-то считает что Колмогоры получили это имя благодаря высоким холмам — коренному берегу Северной Двины, другие видят здесь измененное заморское «Хольмгард». Но,так или иначе, Холмогорам сыграли очень важную роль в истории Русского Севера.


Как провести время

Кто бы объяснил, зачем нам в Холмогоры? Ведь никаких гор здесь нет. И холмов нет. Дорога идет по высокой террасе, внизу пойма Северной Двины. Река разделена островами на несколько рукавов. Вдали — большое село, посреди белый собор. Холмогоры, столица древней Биармии. Только в столице Биармии собора не было по причине полного отсутствия христианства на ее территории.

Древние норвежские саги. Походы норвежцев на биармийцев. Загадочный IX век. Тогда норвежский мореплаватель Отер обогнул Скандинавию и Кольский полуостров. Пять дней его корабль плыл вдоль незнакомого берега, пока не вошел в устье огромной реки. Встали на якорь, Отер опасался нападения аборигенов — людей, которых норвежцы называли биармийцами. Говорили биармийцы на языке, похожем на финский, на чем сходство с финнами кончалось; жили в больших селах, не только охотились и ловили рыбу, но и занимались земледелием. А еще могли биармийцы продать бивни мамонтов, которые выносили откуда-то из тундры. Пожалуй, последнее заинтересовало норвежца больше всего.

Вернувшись на родину, Отер доложил о своем рейде англо-саксонскому королю Альфреду Великому. Информацией воспользовался Эрик Красная Секира, он пришел на Двину в 920 году, устроил побоище, грабеж и разорение. Только не нужно думать, что биармийцы — дикое, забитое племя. Скорее всего, норвежцы обозначали этим именем людей, которых новгородцы называли чудью белоглазой. Чудь заволочская, белоглазая — высокие красавцы со светло-голубыми глазами, великие северные воины.

Чудь поклонялась богу Ийомале. Напротив Холмогор на Курострове есть старая еловая роща. Вот эта роща и стала целью бандитского нападения достославного Одда, пришедшего на Двину вслед за Эриком Красной Секирой. Урок Эрика биармийцы запомнили хорошо, и Одда в Двину не пустили, а чтоб вести торговлю, пришлось ему заключать перемирие. За полтора месяца торговли норвежцы стали заметно богаче, казалось, можно бы отправляться восвояси. Да только тут узнали они один биармийский секрет: чуть выше по течению Двины есть остров, на нем стоят священные ели, а под ними — идол из чистого золота с золотой цепью на шее. Идол держит на коленях золотую чашу. Если умирает кто-то из племени, родственники несут идолу горсть золотых монет и высыпают в чашу, если кто-то рождается — тоже. Чаша давно полна, монеты ссыпаются из нее к ногам Ийомалы, и у ног его уже вырос курган из чистого золота.

О перемирии пришлось забыть. Ночью норвежский корабль тайно вошел в устье Северной Двины и поднялся вверх по течению до таинственного острова. Воины опоили стражу и начали грабить святилище. Погрузив золото на корабль, они попытались перенести туда и Ийомалу, но идол был столь тяжел, что с места не сдвинулся. Тогда Одд приказал хотя бы срубить у него с шеи золотую цепь. И тут на острове появились не весть откуда взявшиеся могучие воины-биармийцы. Норвежцы попытались уйти от погони, их настигли. Побоище было столь жестоким, что деревня, выросшая впоследствии на этом месте, до сих пор так и называется — Побоище.

Красивая легенда. А как на самом деле было, кто ж сейчас вспомнит. Но получается, что по древности Холмогоры ничем не уступают Великому Новгороду, только от этой древности кроме старых елей на Курострове ничего не осталось. И тем не менее, Холмогоры известны всему миру. 8 ноября 1711 в деревне Мишанинская на Курострове родился Михаил Васильевич Ломоносов. И в те далекие времена состояла деревенька эта всего из 5 домов.

Дороги на Куростров нет. Зимой через протоку Курополку можно перейти по льду, летом — переправиться на пароме, который ходит с завидной регулярностью, каждый час. Курополка — не река, это один из рукавов Северной Двины, которая возле Холмогор круто поворачивает на северо-запад. Из-за этого поворота и образуются острова да протоки. Острова соединены паромными переправами. Сейчас Вы не найдете на карте деревни Мишанинская. Стоит на острове большое село которое, естественно, называется Ломоносово. И дома, в котором родился Михайло, давно нет. Его не было уже в 1791 году, когда на Куростров приехал известный писатель и путешественник П. И. Челищев. Усадьбу Ломоносовых он нашел по старому пруду, который выкопал еще отец Михайлы Василий Дорофеевич. Челищев оставил подробное описание увиденного и по собственной инициативе поставил на Курострове небольшой деревянный памятник Ломоносову. Приехавший в 1847 году в Холмогоры художник Верещагин никакого памятника не нашел, предполагают, что памятник снесло половодьем — весной на островах вода подходит чуть ли не к порогам домов.

Перед 100-летием со дня смерти Ломоносова в Архангельской губернии обсуждались два проекта: поставить в Архангельске памятник великому земляку или открыть школу? В 1868 году было принято решение об открытии на Курострове училища имени Ломоносова. В августе 1941 года в здании училища был открыт историко-мемориальный музей М. В. Ломоносова, который действует до сих пор. Маленький музей полон привычных, но давно забытых вещиц. Все эти вещи могли принадлежать Ломоносову, но его вещей в музее нет. Неужели нет? А купель?

Естественно, что купель Михайле Ломоносову не принадлежала. Притащили ее из закрытой после революции церкви Дмитрия Солунского, единственной церкви на Курострове, где точно так же как и всех младенцев на Курострове крестили Михайлу. Сейчас, когда церковь начали восстанавливать, если нужно крестить ребенка, батюшка идет в музей и забирает оттуда купель. Этот странный музей не похож ни на один из музеев России. Поморами не становятся, ими рождаются! Михайло с 10 лет ходил с отцом на промысел в северные моря. Били зверя. Торговали. А для увеличения прибыли и подчиняясь указу Петра, построил Василий Дорофеич новомодный корабль по европейским чертежам — гукор «Чайку» длиной 15,5 м.

Михайла Ломоносов стал великим ученым, человеком энциклопедических знаний и разносторонних интересов, знатоком минералов, химиком, физиком, создателем оптических приборов. Писал он торжественные возвышенные стихи. Возродил искусство мозаики, открыв заново рецепт приготовления смальты, еще в Киевской Руси утерянный. В музее есть его мозаичный портрет, сделанный из кусочков смальты (цветного непрозрачного стекла), которые нашли на раскопках его экспериментального завода в Усть-Рудице. Портрет весит 70 кг. Таким Куростров Мухайлу не помнит, в последний раз видели его здесь 19-летним юношей, который, поругавшись с мачехой, не дающей спокойно читать, бросил все и ушел в Москву.

И вдруг в музее перед глазами предстает чудо — трудно другим словом назвать то, что видишь в витринах маленького выставочного зала. Здесь экспонируется выставка изделий местной косторезной фабрики. С XVII века существует в Холмогорах промысел резьбы по кости. Сначала резали для себя, затем на продажу. У нас в России, пожалуй, только на Чукотке можно увидеть работы такого уровня. Но на Чукотке все по-другому, там ажура нет. Холмогорская резьба сродни китайской, гребни, шкатулки, вазы — будто из кружева. Или из инея? Невозможно поверить, что это сделано руками человека. Хотите невесомую бабочку из кости кашалота? — Легко!!!

Музейно-усадебный комплекс «Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова»

164555, Архангельская область, Холмогорский р-н, с. Ломоносово
(81830) 1-70-06

Дополнительные ссылки

Личные инструменты
здравствуй, страна!