Материал из Отдых в России.

Перейти к: навигация, поиск
423630, Республика Татарстан, г. Елабуга, пр-т Нефтяников, 175
(85557) 4-33-56
4-33-72

Национальный парк «Нижняя Кама» и художник Шишкин едины и неделимы. Не будь художника Ивана Ивановича Шишкина, парк никогда бы не прославился. Не будь парка - от шишкинских пейзажей давно бы ничего не осталось.

«У господина Шишкина лес находится не далеко на картине, а на расстоянии вытянутой руки, и вы в него входите». 26 тысяч гектаров леса - это очень мало. В трех живописных излучинах Камы живут 4 лесных массива. У каждого леса свое имя: Танайский лес, Большой Бор и Малый Бор - на правом берегу реки, Белоусский лес - на левом. И тут же, рядом, два огромных города Елабуга и Набережные Челны. В городах 1,5 миллиона жителей, и все в воскресенье в лес хотят. И идут, и едут, и на лыжах зимой катаются. И правильно делают.

Глядя на полотна Шишкина, трудно представить, что можно просто так, в выходной, пойти и постоять на «Красной Горке в Елабуге» или набрать воды из «Святого ключа близ Елабуги». А сосны - ведь не все они Шишкина видели, даже те, что повыше и потолще. Замечательные шишкинские леса исчезали, и исчезали со страшной скоростью. И сейчас из 1000 гектар Танайского леса 700 восстановлено человеком. Но красоты вокруг необыкновенные - Шишкин плохого не посоветует.

«Красная Горка в Елабуге» - самое посещаемое место парка. Танайский лес рядом с Елабугой. Высокий обрывистый правый берег Камы. Река далеко внизу, так далеко, что дух захватывает. Вековые сосны. Круто сбегающая к реке тропинка сплошь покрыта душистым ковром прошлогодних иголок. Скользко! Сосновый аромат дурманит голову. Над Камой жаркое марево. И в него, тая по краям, садится огромный солнечный диск. И каждый, видя, вдыхая, впитывая это великолепие, становится художником. И тут уж не важно, что у тебя в руках: мольберт и кисти, листок из блокнота и шариковая ручка, фотоаппарат, а может, руки заняты корзинкой с грибами, все равно, ты - великий художник.

Как здорово бежать с высокой горы вниз - купаться! Или сидеть на обрыве и глядеть на солнце и проплывающие мимо корабли. Или лезть под известковым обрывом вместе с Ринуром, приведшим сюда на экскурсию очередную группу школьников. Ринур отвечает в парке за экологическое просвещение. Если не он, то кто покажет людям следы Пермского моря, объяснит детям, где ходили динозавры, научит взрослых произносить жуткое слово «титанофиниус»? И все вместе мы будем представлять эту немыслимую 10-метровую ископаемую лягушку с хвостом или стрекоз с крыльями размахом в метр, а дети обзовут лягушку «птерожабой». А потом мы сядем обедать на одной из устроенных в парке стоянок. И прилетит огромный ворон, усядется на ветку прямо над нашими головами, и будет требовать свою долю, и мы угостим его копченой колбасой.

Что касается гигантов, то еще в конце XIX века в Каме поймали белугу длиной 10,5 метров, весила рыбина 1010 кг, сейчас таких не встретишь. Кстати, странное название города «Елабуга», или «Алабуга» связывают с рыбой. «Ала» - красная, «буга» - рыба. «Красная рыба»? «Рыба с красными плавниками»? Красноперка? Окунь? Мелочь! Прошли те времена, когда ловили в Каме рыбу к царскому столу, когда был здесь богатейший рыбный рынок.

Сейчас леса занимают всего 14% площади Татарстана. Трудно, невозможно представить, что когда-то люди могли двигаться по этой земле только по рекам. И место для городов отвоевы-валось у леса огнем и топором. Поэтому у Елабуги такой странный герб - дятел, сидящий на пне. Ведь дятел - символ трудолюбия. Он для национального парка птица знаковая.

Люди, осваивая территорию, двигались по рекам. На берегах Камы и ее притоков есть места очень громких археологических открытий. Целая археологическая эпоха получила название благодаря открытию Ананьинского могильника, датируемого III веком до н.э. - эпоха бронзы и раннего железа. Раскопки здесь вел еще отец художника Шишкина - Иван Васильевич. Он был Елабужским городским головой, и ему было дело абсолютно до всего в окрестностях его города. Сейчас находки с Ананьинского могильника находятся в Москве в историческом музее, а на место раскопок сотрудники национального парка водят любознательных туристов. А заодно пойменные луга показывают. Ведь в национальном парке кроме лесов есть еще и уникальные камские пойменные луга. А над лугами высится одиноко стоящая на горе таинственная старая башня.

Старая башня. Кама – огромная река. Люди, живущие на ее берегах, смеются, что не понимают, кто куда впадает: Кама в Волгу или наоборот. Длина Камы 2322 км, 3 электростанции, 3 огромных водохранилища. Когда-то жил в Каме могучий Бог Камы - Князь вумуртов и посватался он к дочке местного священника. Поп родниться с нечистой силой не хотел, да и дочку было жалко, а отказать боялся. И придумал он поставить князю условие: пусть вумурты построят на высокой горе за ночь церковь. Князь собрал своих подданных, всю ночь кипела стройка. И понял священник, что проиграл, но не такой он был человек, чтобы сдаться. Встал и пошел будить петуха. Петух просыпаться не хотел, но куда денешься, пришлось орать. И взошло солнце, и провалилась нечисть под землю. Напоминает о том времени только Чертово городище, где будто бы церковь ту и строили.

«Чертовым городищем» или «Бесов градецем» называли гору православные, а мусульмане - «Шайтан-горой», что, по сути, то же самое. Загадку Чертова Городища пытались решить многие поколения. По данным археологических раскопок булгарской крепости, стоявшей на высокой горе над Камой, 1000 лет. Охраняла она переправу через реку. И было в этой крепости шесть башен. Трехугольная башня-михраб показывала направление на Мекку. Считают, что стояла здесь не простая крепость, а замок-мечеть.

Как это много - 1000 лет! Так много, что даже легенды не вспоминают ни татаро-монголов, ни железного хромца Тамерлана. Зато помнят легенды, как после булгар долгое время владели горой язычники. На языческом капище колдуны предсказывали судьбы. И Казанская царица Сююмбеке послала сюда своего придворного, чтоб спросил он у колдунов, чем кончится ее война с русским царем. И предсказали колдуны, что разрушат русские страну, и везде будут православные. Так и случилось. Завоевавший Казань Иван Грозный, узнав о предсказании колдунов, насторожился, и, на всякий случай, подарил русским поселенцам икону с ликами трех святителей и приказал основать на горе монастырь, который действительно построили в начале XVII века. Монастырь просуществовал 150 лет. Подмонастырскому селу даже названия придумывать не пришлось, и так понятно - Трехсвятское. В 1780 году по указу Екатерины II село Трехсвятское стало уездным городом Елабугой.

Старая башня - последнее, что осталось от древней крепости, грозила обрушится, и отремонтировал ее все тот же Иван Васильевич Шишкин. Перед ремонтом он попросил сына зарисовать башню, что художник и сделал. Сейчас эту историю в музее Шишкина с удовольствием рассказывают. Башню-то при желании с Набережной рассмотреть можно.

«Святой ключ близ Елабуги». Сосны несут людям здоровье. Большой Бор за рекой Тотьмой занимает шесть тысяч гектар. Стоит в нем село Терловка. Когда-то купец Стахеев построил там себе дачу. У него дочка туберкулезом болела, ей полезно было сосновым воздухом дышать. А потом попробовали ее кумысом лечить. Получилось. Санаторий с кумысолечебницей существует до сих пор. А в Малом Бору есть родник, который Шишкин писал в 1886 году. Спустя 100 лет воды в нем меньше не стало. Журчание ручья слышно еще на горке. Прозрачные струи стремительно бегут по руслу, устроенному из дубовых колод. Ключ освятили в честь Святого Пантелеймона-целителя. Обычно здесь тихо. Приезжают люди, набирают воду - целебная. А в Крещение к роднику паломничество. Не только воду набирают - купаются. Маловата колода для купания, а купальни пока нет. Все равно купаются. Благодатное место - Святой ключ близ Елабуги.

См. также

Личные инструменты
здравствуй, страна!