Материал из Отдых в России.

Перейти к: навигация, поиск

ФГУК «Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова»

301011, Тульская обл., Заокский р-н, п/о Страхово
(48734) 2-11-80

«Красивые места на Оке под Серпуховым и дальше -
вверх по течению. Вот где бы нам поселиться».
Из письма В.Д. Поленова

В XXI веке слово «усадьба» полно для нас обаяния, глубокой поэзии, и у нас еще есть, к счастью, возможность любоваться настоящей, не разоренной усадьбой, построенной великолепным русским художником Василием Дмитриевичем Поленовым. Музыка старой архитектуры, неповторимый аромат старого дома, таинственность векового парка помогает понять нравственный мир людей давно ушедших. Их образ жизни, с её особым порядком и смыслом, по-прежнему влияет на нашу жизнь.

В средней полосе России, пожалуй, нет мест столь трогательно русских по своему пейзажу, как окрестности Поленова. Великий русский художник В.Д. Поленов создавал свою усадьбу и строил дом, сразу предназначая его под первый народный музей в русской деревне. Место для усадьбы было выбрано самим художником: Поленову больше всего нравился высокий холм над Окой, носивший ласковое название «Борок». Еще в 1887 году Василий Дмитриевич писал жене: «Мечтал я о домике на берегу Оки, об том, как мы его устроим, как мы там заживем…». Все мечты были претворены в жизнь. И вот уже более 100 лет стоит на этом холме красивый белый трехэтажный дом, построенный в 1892 году по проекту самогу Василия Дмитриевича. Художник строил для себя дом - и Дом стал автопортретом, сокровищницей художественных ценностей и хранилищем памяти. До наших дней здесь удалось сохранить обстановку такой, какой она была при жизни художника. Каждый из интерьеров дома - портретная, библиотека, столовая, кабинет, мастерская, имеет свою яркую особенность. И каждая вещь в доме тем или иным образом связана с Василием Дмитриевичем, и о каждой из них Поленов мог рассказать очень много. Он был первым экскурсоводом по собственному дому. О себе самом не говорил, а, рассказывая о тех или иных предметах, вспоминал о людях, причастных к истории появления коллекций, об исторических событиях, о целых эпохах. В коллекции живописи - работы не только Поленова, но и его друзей и учеников: Ильи Репина, Ивана Шишкина, Аполлинария Васнецова, Константина Коровина, Исаака Левитана и др.

Все здания в усадьбе тоже принадлежат Поленову-архитектору, поэтому каждое - со своим характером, настроением, жизнью. Мастерская художника Аббатство, построенная в 1904 году, - самое яркое и необычное его творение, именно поэтому Аббатство и стало своеобразным символом поленовской усадьбы. Место вечного упокоения художник обрел недалеко от церкви Святой Троицы в Бехове, на сельском кладбище. Умер Василий Дмитриевич в 1927 году, сохранив свой дом-музей в яростные годы революции и гражданской войны.

В свое время Поленов писал: «Желание мое устроить музей осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания». Поленов оставил много доброго на своей земле: и картины, и лучшее свое произведение - усадьбу на Оке, и идею честного служения Отечеству и русской культуре. Все традиции, заложенные Поленовым, живы и по сей день и продолжаются коллективом музея: экскурсии для всегда желанных посетителей (приоритетная форма работы); детские праздники и спектакли на Новый год.

Неповторимость и своеобразие окской природы не потеряли своей притягательности: Ока в среднем течении считается одним из красивейших мест в России. Но главная особенность этого места в том, как Поленовы относились к природе, стремились талантом, вдохновением и трудом не только сохранить красоту, но и приумножить. Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в её красотах. Всю жизнь Поленов любил эту природу и, прежде всего, за воплощенную в ней гармонию.

Дом помнит своего хозяина, и в этом, пожалуй, его главная уникальность. Сочетание архитектурного ансамбля, уникальных коллекций, исторического ландшафта и старого усадебного уклада, то есть традиций, по которым в музее идет жизнь, личность создателя усадьбы, концентрация выдающихся имен и судеб, создает не только ощутимую духовную насыщенность пространства, но и позволяет утверждать, что Поленово - редчайшее явление в русской культуре.

См. также

Личные инструменты
здравствуй, страна!