Познание прекрасного и сотворение его. Модест Петрович Мусоргский
Легендарные личности

Познание прекрасного и сотворение его. Модест Петрович Мусоргский

«Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как ни была солона, 
смелая, искренняя речь к людям… — вот моя закваска, 
вот чего хочу и вот в чём боялся бы промахнуться»
М. П. Мусоргский

Модест Петрович родился 16 марта 1839 года в с. Карево Торопецкого уезда Псковской губернии (сейчас Куньский район Псковской области) в дворянской семье. Модест и его старший брат Филарет получили домашнее образование, а в 1849 году поступили в немецкое училище Петришуле в Санкт-Петербурге, окончив которое Модест был отдан на обучение в Школу гвардейских подпрапорщиков. После её окончания в 1856 году Мусоргский поступает на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк. Несмотря на сладывающуюся военную карьеру, Модест Петрович серьёзно занимается музыкой. Ещё в семилетнем возрасте, в доме родителей, он играл небольшие пьесы на фортепиано, а через несколько лет осиливал и концерты. Не помышляя всерьёз о музыкальном будущем, в 1849 году родители оплатили его занятия с Антоном Герке, на которых выявился и прекрасный камерный баритон Модеста Петровича. 

В 1856 году в Преображенском полку Модест Мусоргский знакомится с А. Бородиным, их объединила не только дружба, но и общее дело — музыка. Некоторое время спустя состоялось знакомство с А. Даргомыжским, М. Балакиревым, Ц. Кюи  и братьями Стасовыми — основателями музыкального кружка  «Могучая кучка». К моменту вступ-ления в это общество Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным офицером, свободно владел французским и немецким языками, разбирал латынь и греческий, а также написал и опубликовал своё первое музыкальное произведение — польку «Подпрапорщик». Посещение филармонии, оперного театра и других музыкальных мероприятий способствовало тому, что целью жизни Модеста Петровича стало «познание прекрасного и сотворение его».

1 мая 1858 года Модест Мусоргский подаёт прошение об отставке и рвёт с военной службой, не слушая уговоры друзей и родных. Теперь ничто не отвлекает его от музыкальных занятий. 

Работу над крупной формой Модест Петрович начал с написания музыки к трагедии Софокла «Царь Эдип», затем шёл большой замысел — опера по роману Г. Флобера «Саламбо» и музыка на сюжет «Женитьбы» Н. Гоголя. Начинания остались незавершёнными, но наброски написанного Мусоргский использовал в других произведениях. 

В это же время им были созданы песни и романсы на слова Н. Некрасова, Т. Шевченко, А. Островского и на свои собственные тексты. «Ночь на Лысой Горе» удивила современников богатством и сочностью звуковых красок, умением Мусоргского метко, точно показать в музыке яркую характерную речь, сценическую зрелость. Модест Петрович писал: «Работая над говором человеческим, я добрёл до мелодии, творимой этим говором, добрёл до воплощения речитатива в мелодии». В дополнение ко всему он давал инструментальные концерты, вокально выступал, а среди пианистов ему не было равных.

Известность Мусоргскому принесла опера «Борис Годунов», написанная по одноимённой драме А. С. Пушкина. Она была поставлена на сцене Мариинского театра в 1874 году. Лучшее произведение композитора принадлежит уже к новому жанру, складывавшемуся в XIX веке в самых разных странах — к жанру музыкально-сценической драмы. 

В 1875 году Мусоргский начал работу над драматической оперой «Хованщина» (на тему исторических событий в России конца XVII века), а также и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. Музыку и текст «Хованщины» Мусоргский почти успел закончить — за исключением двух фрагментов.  

В 1870-е годы Мусоргский тяжело переживал распад «Могучей кучки», восприняв это как предательство русской идеи, уступку музыкальному конформизму. К тому же росло непонимание его творчества в академической среде. Все эти переживания привели композитора к нервной лихорадке и пристрастию к алкоголю. Уволившись из Лесного департамента Министерства государственных имуществ, Мусоргский лишился небольшого, но постоянного дохода. Финансовая поддержка друзей и случайные заработки — вот чем жил композитор в последние годы. На этом безрадостном фоне как луч надежды стала поездка с его другом Д. М. Леоновой по югу России. На этих гастролях Мусоргский выступал как аккомпаниатор, исполнял и собственные новаторские сочинения. Жаль, что этот подъём не продлился долго…

Мусоргский умер в Николаевском солдатском госпитале в Санкт-Петербурге 28 марта 1881 года. Там же, за несколько дней до смерти, И. Репин написал портрет композитора (единственный прижизненный). Похоронили Модеста Петровича на Тихвинском кладбище Алексанро-Невской лавры. В 30-х годах XX века в связи с реконструкцией и перепланировкой Некрополя искусств была расширена линия Тихвинского кладбища, при этом были перенесены только надгробия, сами же могилы закатали асфальтом, в том числе и могилу М. Мусоргского. Сейчас на этом месте находится автобусная остановка.

Весь архив М. П. Мусоргского после его смерти попал к Римскому-Корсакову. Он закончил «Хованщину», осуществил новую редакцию «Бориса Годунова» и добился их постановки на императорской оперной сцене. «Мне кажется, что меня даже зовут Модестом Петровичем, а не Николаем Андреевичем», — признавался Римский-Корсаков.

Похожие объекты

Герои Твери. Афанасий сын Никитин и Тверской князь Михаил Ярославич

Тверь стоит у впадения в Волгу реки Тверцы. Когда-то это место было главным пере...

Хибины. Поэзия камня академика Ферсмана

Поэзия камня… Застывшие рифмы минералов и горных пород из прошлого Земли. Алекса...

Холмогоры. Михаил Ломоносов

Холмогоры. Михаил Ломоносов Село Холмогоры известно всему миру. 19 ноября 1711 г...