Пятигорск Лермонтова и его героев
Легендарные личности

Пятигорск Лермонтова и его героев

Несомненно, Кавказ — это Лермонтов. Михаил Юрьевич неоднократно бывал на Кавказе: ребёнком с бабушкой приезжал на воды поправлять здоровье, затем по службе, дважды — в ссылку. Он отлично знал его, рисовал, чувствовал, писал о нём, мечтал — любил. И в судьбе Лермонтова Кавказ сыграл роковую роль. Об этом написано много, не будем повторять, а приглашаем прогуляться по лермонтовскому Пятигорску. Ведь именно пятигорские наблюдения писателя нашли отражение в романе «Герой нашего времени», главные персонажи которого, как считается, были списаны с реально существовавших людей.

Пятигорск, музей Лермонтова
Пятигорск, музей Лермонтова

Музей Лермонтова можно смело назвать одной из главных достопримечательностей города, сюда устремляется каждый любознательный турист.

Вы входите в калитку и оказываетесь в уютном дворике, полном цветов. Здесь несколько зданий. В доме генерала Верзилина — литературный отдел музея.

Пятигорск, музей Лермонтова
Пятигорск, музей Лермонтова
Пятигорск, музей Лермонтова
Пятигорск, музей Лермонтова

В прохладных залах в витринах документы, рисунки и рукописи Лермонтова, портреты Михаила Юрьевича и его окружения, мебель, предметы интерьера... Вы проходите сквозь анфиладу комнат и оказываетесь в той самой гостиной.

Пятигорск, музей Лермонтова

Сотрудники музея постарались восстановить обстановку, которая могла бы быть в 1841 году, когда Михаил Юрьевич любил бывать в гостях у Верзилина. Именно в этой комнате произошло недоразумение между Лермонтовым и Мартыновым, вылившееся в конфликт и закончившееся вызовом на дуэль.

А вот и та самая ступенька, где был вызов принят. Истёршаяся, белёсая…

Пятигорск, музей Лермонтова
Пятигорск, музей Лермонтова

Через двор — маленький уютный домик с камышовой крышей, который снимал Михаил Лермонтов.

Пятигорск, музей Лермонтова

Четыре комнатки: мебель и предметы — только те, что принадлежали Лермонтову.

Пятигорск, музей Лермонтова
Пятигорск, музей Лермонтова
Пятигорск, музей Лермонтова
Пятигорск, музей Лермонтова

В комплекс строений музея входит ещё одно здание — бывший дом И. В. Уманова, на втором этаже которого в момент нашего приезда была размещена экспозиция, посвящённая образу Лермонтова в искусстве. И смотрели на нас грустными большими глазами разные Михаилы Юрьевичи, созданные именитыми скульпторами, художниками, иллюстраторами.

Пятигорск, музей Лермонтова

Кроме музея, каждый уважающий себя турист обязательно посетит место дуэли поэта на склоне горы Машук. Сразу уточним: место определено не точно.

Начало подъёма к памятному месту обозначено двумя пилонами, так называемыми Лермонтовскими воротами, созданными по проекту архитектора Б. П. Светлицкого и поставленными в 1951 году.

От ворот вверх по хорошей дороге до обелиска. Памятник возведён из доломита по проекту скульптора Б. М. Микешина. Ограду спроектировали скульпторы Л. А. Дитрих и В. В. Козлов.

Пятигорск, место дуэли Лермонтова
Пятигорск, место дуэли Лермонтова
Пятигорск, место дуэли Лермонтова
Пятигорск, место дуэли Лермонтова

Михаил Лермонтов умер на месте дуэли. Так как поединки были запрещены и рассматривались как уголовное преступление, официально причиной смерти поэта была объявлена буря с громом и молнией.

Пятигорск, вид с горы Машук

Лермонтов был похоронен без особых почестей, на городском кладбище Пятигорска. Почти год спустя его прах перевезли в Тарханы. Сейчас предполагаемое место первого захоронения Лермонтова на городском кладбище обозначено надгробным обелиском.

Не всякий турист доберётся до Лермонтовского сквера (пересечение улиц Соборная и Анисимова), а напрасно. Ведь именно здесь установлен первый в России памятник М. Ю. Лермонтову, который открыли 16 августа 1889 года (М. Ю. Лермонтов погиб 15 (27) июля 1841 г.), а в Спасском соборе провели панихиду по поэту, и на весь город звучал колокольный звон. Раньше на месте сквера находилась военная гауптвахта, куда и был посажен после дуэли, в наказание, Мартынов.

Пятигорск, памятник Лермонтову, старое фото

Но Кавказ Лермонтова — это не столько о смерти, сколько о его жизни. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе.»

И мы предлагаем от музея Лермонтова направиться к Провалу.

В давние времена местные жители называли его «адской бездной» и считали, что в нём живёт огнедышащий дракон, вылетающий ночью за одинокими путниками; в XIX веке танцевали над ним кадриль; Ильф и Петров «заклеймили» его «малахитовой лужей».

Пятигорск, Провал

Провал — так незатейливо назвали карстовый колодец, образовавшийся в результате обрушения породы, и подземное озеро на его дне. Глубина колодца — 41 метр. Если смотреть сверху, отверстие всего 15 метров: «круглая провалина, имеющая в диаметре 6 сажень, а в глубину до воды 12 сажень». Книзу воронка расширяется, превращается в своды пещеры, пол которой — чаша небольшого озера, наполненная тёплой ярко-бирюзовой минеральной водой. К поверхности воды поднимаются пузырьки, пахнет сероводородом, воркуют голуби, поселившиеся здесь в большом количестве. На стене напротив входа раньше висела икона Пантелеймона. Сейчас она находится на реставрации, а её место заняла мозаичная икона Всех скорбящих радость, выполненная московскими мастерами по заказу Пятигорской и Черкесской епархии.

Пятигорск, Провал
Пятигорск, Провал

Во времена Лермонтова Провал считали кратером потухшего вулкана. Любопытствующие отдыхающие спускались туда в специальной корзине. По задумке князя В. С. Голицына над Провалом был устроен помост, и «водяное общество» щекотало себе нервы танцами над пропастью.

Сейчас посмотреть на Провал сверху не получится — во избежание несчастных случаев и хулиганства его огородили. Любопытные упрямцы (и мы среди них) всё же поднимаются по тропинкам наверх и оказываются перед забором-сеткой. Слышатся голоса голубей и серный запах, но отверстие сквозь кусты не разглядеть.

Пятигорск, Провал
Пятигорск, Провал

Все желающие идут к Провалу по тоннелю, который прорубили в 1858 году. Он хорошо освещён, под сводами звучит музыка или голос диктора. Перед входом стоит бронзовая фигура Остапа Бендера с билетами в руках. Туристы исправно натирают билеты до блеска — на удачу. Вход, вопреки предприимчивости Остапа-Сулеймана-Берты-Марии-Бендер-бея, всё ещё бесплатный.

Пятигорск, Провал
Пятигорск, Провал

Далее путь лежит в парки Эммануэлевский (Еммануэлевский) и Цветник.

Эммануэлевский — один из красивейших и старейших парков в Пятигорске, названный по фамилии человека, отдавшего приказ о его строительстве — в честь генерал-лейтенанта Георгия Арсеньевича Эммануэля.

Над созданием парка работали архитекторы братья Джузеппе Марко и Джованни Батиста Бернадацци. Проект парка создал старший из них, Джузеппе Бернадацци, в английском стиле. Беседки, тенистые дорожки, цветники... Минеральные источники, обнаруженные при благоустройстве территории, сделали это место ещё более популярным. Здесь любил прогуливаться Пушкин, а Лермонтов в «Герое нашего времени» упоминает многие достопримечательности и памятники этого парка.

В 2020 году в аллеях Эммануэлевского парка установили скульптуры Печорина, княжны Мери, Беллы и Максим Максимыча.

На вершине Михайловской горы стоит ротонда, названная в честь древнегреческого повелителя ветров Эола. Говорят, когда-то здесь стояли две арфы, и ветер играл на их струнах свою волшебную музыку. В настоящее время музыку исполняет современная акустическая система.

Пятигорск, ротонда

В XIX веке смотровая площадка и ротонда были излюбленным местом отдыхающих. Здесь даже телескоп установили. Чтобы любоваться прекрасной панорамой гор. У «Эоловой арфы» любил гулять и Лермонтов, о ней он пишет в повести «Княжна Мери».

Если от «Эоловой арфы» по ступенькам спуститься чуть ниже, вы окажетесь у грота. С XVIII века гроты стали очень модными парковыми сооружениями. Братья Бернадацци, обнаружив при устройстве парка два естественных грота, большой и малый, превращают их в настоящее украшение парка. Большой грот немного углубили и назвали в честь Калипсо.

Гротом Лермонтова он стал в 1860-е годы: считается, что Михаил Юрьевич любил приходить сюда наблюдать за «водяным обществом», прогуливающимся по Елизаветинской галерее. Именно грот Лермонтова «сыграл роль» Провала в фильме «12 стульев» Леонида Гайдая.

Недалеко от грота Лермонтова — Академическая галерея.

Пятигорск, Академическая галерея, старое фото
Елизаветинская галерея. Фотограф Иоганн Ланге

Академическая галерея до 1925 года называлась Елизаветинской. Несмотря на запустение в последние годы, галерея — «каменная корона» Пятигорска, и она поистине «звёздная»: построена по инициативе князя М. С. Воронцова, по проекту модного тогда архитектора С. И. Уптона, для минерального источника, открытого известным исследователем минеральных вод доктором Ф. П. Гаазом.

Пятигорск, Академическая галерея
Елизаветинский источник. Иллюстрация Карла Вейермана

Источник назвали Елизаветинским в честь Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Существует и романтическая легенда: в 1846 году сюда приезжает прекрасная Елизавета Воронцова... Пушкин посвящает ей стихи, а Уптон — галерею. Проект получился воздушным, романтичным, немного итальянским...

Галерея моментально становится одним из самых популярных мест курорта. Здесь же происходят и значимые события «Героя нашего времени»: знакомство Печорина и Грушницкого, встреча Грушницкого и Мери.

Позади Академической галереи внимательный турист может заметить обрушенную нишу с каменной скамьёй. Это всё, что осталось от Малого грота — места тайных встреч «Героя нашего времени» Печорина и Веры.

Пройдя через Академическую галерею, можно оказаться в парке «Цветник», отсюда вниз ведёт лестница.

В южной части «Цветника», на склоне горы Горячей, находится ещё один известный грот — грот Дианы, построенный в честь первого восхождения на Эльбрус, совершённого кабардинцем Киляром (Хиларом) Кашировым во время экспедиции генерала Г. А. Емануеля. В память об этом генерал заказал изготовить две огромные чугунные плиты с текстом на русском и арабском языках, которые установили в гроте. Позднее доски отправились в военно-исторический Кавказский музей в Тбилиси, а копии хранятся в краеведческом музее Пятигорска.

Пятигорск, грот Дианы, старое фото

Грот в форме горы создан по проекту Джузеппе Бернадацци из пепельного туфа, главный вход в него украшают две дорические колонны. Два боковых входа должны были символизировать двуглавый Эльбрус. Собирались ещё и над гротом из белого камня сложить «снежную» вершину, и высечь в камне имена участников экспедиции, но генерал передумал. И назвал грот в честь римской богини Дианы. Вокруг посадили розы и акации, наверх проложили дорожку. В гроте устраивали праздники, балы и романтические встречи.

Пятигорск, грот Дианы
Пятигорск. Грот Дианы. Акварель Б. Иванова, 1841 г.

Михаил Лермонтов тоже часто бывает здесь, а 8 июля 1841 года с друзьями устраивают у грота «сельский бал».

Н. И. Лорер так пишет об этом: «... Составилась подписка, и затея приняла громадные размеры. Вся молодёжь дружно помогала в устройстве праздника, который 8 июля и был дан на одной из площадок аллеи у огромного грота, великолепно украшенного природой и искусством <...> Лермонтов необыкновенно много танцевал, да и всё общество было как-то особенно настроено к веселью».

«...Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, в общем, живу совсем как утка...», пишет Лермонтов Марии Лопухиной в 1837 году. Ванны, в которых он лечился, тогда назывались Николаевскими. Построенные, как и многое в Пятигорске, по проекту братьев Бернадацци в 1826–1831 годах из местного, машукского, камня. Галереи расположились у подножия горы Горячей и стали одним из первых казённых сооружений для водолечения.

«Главный доктор» Кавминвод Ф. П. Конради так описывает их: «Должно упомянуть о саде или рощице и цветнике близь Николаевской купальни... Низкие и неровные места, находившиеся перед купальнею в 1828 г... были подняты насыпною землею наравне с дорогою и обсажены цветами и деревьями... во многих местах расставлены скамейки для отдохновения... Летом около бассейна обыкновенно играет музыка, и сад служит не только украшением, но и приятным местом для прогулки».

Сейчас ванны называются Лермонтовскими, расположены позади Лермонтовской галереи. Кабинета № 4, где изволил принимать лечебные ванны Михаил Лермонтов, не сохранилось.

Лермонтовская галерея имеет отношение к Лермонтову только своим названием, которое она получила в 1901 году, к 60-летию гибели поэта. Сегодня Лермонтовская галерея — это центр культурной жизни курорта. Удивительное нарядное здание, похожее на Хрустальный дворец, было приобретено на художественно-промышленной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде, в 1896 году.

Пятигорск, Лермонтовская галерея, старое фото

Сразу за Лермонтовской галереей находится Курортная поликлиника им. Н. И. Пирогова. В первой половине XIX века здесь находился Офицерский дом и военная комендатура, которую посещал Лермонтов. На месте питьевой галерее, что расположилась напротив поликлиники, когда-то стояла церковь Скорбящей Божьей Матери, в книге которой была сделана запись о смерти М. Ю. Лермонтова.

По лестницам можно спуститься к зданию Пушкинских ванн, которые до 1924 года назывались Сабанеевскими, в честь генерала И. В. Сабанеева. Иван Васильевич Сабанеев, герой Отечественной войны 1812 года и участник суворовских походов, по совету доктора Гааза, отправился в Пятигорск на воды, поправить здоровье.

Тем более, как раз в 1824 году открыли новый мощный ключ горячей воды на склоне горы Горячей. Для пользования источником была сооружена каменная ванна и бассейн, чтобы вода охлаждалась.

Сабанеев Иван Васильевич

Итак, И. В. Сабанеев приехал в Пятигорск в 1825 году. Сам он и его семейство общественными ваннами не пользовались, но лечился водой того же источника, что питали ванну. Рядом с источником по его распоряжению поставили калмыцкую кибитку и отдельную ванну, в котором по утрам принимала водные лечебные процедуры семья генерала и он сам, а после обеда — все желающие. Как и многие, личную ванну Иван Васильевич оставил в дар курорту. Спустя некоторое время для лечебных процедур построили здание. Ванны с целебной водой, поступавшей из минеральных источников, пользовались большой популярностью.

И. В. Сабанеев и А. С. Пушкин были знакомы лично и довольно близко. Может быть, именно поэтому Сабанеевские ванны стали в определённый момент истории Пушкинскими.

Когда-то неподалёку от этого места находилось имение Хастатовых, к которым в 1825 году приехала Елизавета Арсеньева с внуком Мишенькой. Может быть, именно тогда в сердце Лермонтова родилась его любовь к Кавказу. Пушкинские ванны стоят в самом начале проспекта Кирова.

Во времена Лермонтова проспект Кирова был Пятигорским бульваром — центральной улицей, здесь кипела курортная жизнь, находились, пожалуй, самые популярные заведения. На Бульваре Лермонтов снимает себе жильё, в 1837 и 1841 годах останавливается в Ресторации. Здание сохранилось, сейчас это НИИ курортологии.

В «Герое нашего времени» Бульвар звучит: бал, описываемый в повести «Княжна Мери», проходит в Ресторации, в магазине Челахова Печорин покупает ковёр... И дом княжны Мери находится тоже на Курортном бульваре.

В Пятигорске действительно есть особняк, который называют Домом княжны Мери. Дом получил имя и славу благодаря художнику, графику и иллюстратору Михаилу Зичи. В 1881 году художник специально едет на Кавказ, чтобы увидеть Пятигорск и «подробно срисовать с натуры то, что великий поэт описал». Так появились великолепные иллюстрации к «Герою нашего времени». Михаил Зичи, основываясь на тексте Лермонтова, выбирает деревянный дом в 5 окон, один из старейших, «один из лучших» в Пятигорске.

На кавказские минеральные воды надо ехать обязательно. Гулять по тенистым курортным паркам, пить целебные нарзаны из специальных кружечек, купленных здесь же, набирать в маленькие бутылочки с собой, а может быть, даже принимать лечебные ванны. Посмеяться над собой, почувствовав себя членом «водяного общества». Читать наизусть стихи Пушкина и Лермонтова.

Материалы по теме

«Тарханы», государственный Лермонтовский музей-заповедник

«Тарханы», государственный Лермонтовский музей-заповедник

Михаил Лермонтов. Тарханы

В Тарханах по совету доктора-немца на завтрак ребёнку давали чёрный хлеб с маслом и кресc-салат.

Холмогоры. Михаил Ломоносов

19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова ...

«Русские сезоны» Сергея Дягилева

В «Пермских Афинах» собирался культурный цвет: музыканты, артисты, самые образованные люди того врем...

Гайдар — Голиков Аркадий из Арзамаса

Объяснить феномен Гайдара очень сложно. По его произведениям было снято 27 фильмов, а тимуровское дв...

Виктор Фёдорович Боков: «Я встречаю Вас, встречаю как доброго гостя»

Пожалуй, не найдётся человека, который бы не знал песню про оренбургский пуховый платок.

Рыльск: на родину Григория Шелихова, «Колумба русского»

Живописный город Рыльск — родина Григория Ивановича Шелихова, мореплавателя и исследователя, основат...

Константин Бальмонт: «Мне всегда желанна Шуя»

Шуя — город самого солнечного поэта Серебряного века.

Игумения Мария (Тучкова)

Поля Бородинской битвы невозможно представить без архитектурного ансамбля Спасо-Бородинского монасты...

Художники Каширы: Е. Н. Максимов, С. М. Харламов, М. Ф. Володин

Среди талантливых людей Каширы есть художники, внёсшие огромный вклад в мировое культурное наследие....

Искусство гравюры Ивана Пожалостина

В Солотче Иван Петрович Пожалостин, знаменитый гравёр и художник, построил уютный усадебный дом и пр...