Одинокий тополь. Элиста
Путевые заметки

Одинокий тополь. Элиста

Это не правда, что степь ровная, как стол. Была бы она ровной, мы бы и ездили по ней как угодно. Степь вздыблена холмами, прорезана оврагами, так что лучше держаться дорог. Но на один и тот же холм может вести множество дорог, так что совершенно всё равно, по какой ехать. И от этого ещё сложнее: если цель не видна, то дорога может увести от неё в противоположную сторону.

В хорошую погоду Одинокий тополь замечаешь издалека. Огромное дерево на вершине холма, благодаря которому этот обычный холм превратился в самое известное в Калмыкии место силы. Разноцветные флажки, во множестве привязанные вокруг, трепещут на ветру, но одиночества тополя не разрушают. Их называют лунгта — «кони ветра».

Одинокий тополь, Элиста, Калмыкия

Эта история началась 120 лет назад, когда Пурдаш-Бакши отправился на Тибет. Вернее, эта история началась в 1681 году (или что-то около того), когда в Тибете был основан монастырь Раши Лхунбо, который стал кочующим храмом, простой кибиткой, наполненной святынями: иконки, частицы мощей, свитки с молитвами, одеяния, грамоты тибетских лам. Храм кочевал от деревни к деревне, и стараниями хана Аюка докочевал до калмыцких степей. Его называли здесь «Богдо Далай-ламин ик хурул», ведь когда-то сам Далай-лама V благословил основание монастыря Раши Лхунбо.

В 1898 году кочующий храм надолго остановился у Чёрных родников, в том месте, где сейчас стоит посёлок Хар-Булук. Это название так и переводится с калмыцкого — «чёрный родник». Настоятелем храма в то время был Пурдаш-Бакши. Он решил добраться до Лхасы и попросить у Далай-ламы новые святыни для своего храма. Видимо, за 200 лет от старых мало что осталось.

Хар-Булук, Одинокий тополь, Элиста, Калмыкия

Первое странствие Пурдаш-Бакши длилось два года. Он дошёл до Лхасы и был принят Далай-ламой, который передал с ним в Калмыкию новые реликвии. В 1902 году Пурдаш-Баши совершил ещё одно паломничество в Лхасу. Его путешествия привлекли к себе внимание востоковедов. Ведь Пурдаш-Бакши всю дорогу вёл дневники, где описывал подробности пути, трудности, с которыми сталкивался, особенности жизни местного населения. Он в деталях рассказал об аудиенции в резиденции Далай-ламы, о правилах монастыря, в котором остановился, о жизни в Лхасе. Сведений о Тибете, который в те годы был закрытой страной, в Европу поступало крайне мало, и уже через год после возвращения эти дневники были переведены на русский язык.

Материалы по теме

Экспедиция «К берегам Хвалынского моря»

Этой экспедицией мы соединяем две точки на карте России: исток и устье Волги…

Томск. Изумрудный город

Поражающее воображение великолепие, изящество и красота, собранная в одном городе как в музее под от...

И в России есть Венеция — город Вышний Волочёк

Многие вышневолоцкие культурные и исторические памятники достойны эпитетов: первый! уникальный! един...

Бурятия: святыни буддизма

Уникальные артефакты представлены в Национальном музее Республики Бурятии на выставке «Три святыни б...

Дача Шаляпина в Кисловодске

В Кисловодске, недалеко от вокзала, на пригорке среди вековых сосен и елей возвышается красивый особ...

Киммерия Волошина: «Истинная родина духа моего»

На побережье Крыма Максимилиан Волошин строит удивительный дом и создаёт свою Киммерию.

Край горных мари

Вековые деревья, старинные храмы, церкви, святые источники, чистейшие озера, природные заказники — э...

«Солнечные плитки» из Углича

В 2022 году музей отмечает свой 130-летний юбилей. В наше время собрание музея насчитывает более 30 ...

Безмятежность зелёных просторов Карабихи

Карабиха — единственная в Ярославской области усадьба дворцового типа середины XVIII века, практичес...

Павловопосадские истории: о платках и шалях, Вячеславе Тихонове, князьях и холодце

Центром историко-краеведческой работы в Павловском Посаде по праву считается Павлово-Посадский музей...