Хошеутовский хурул. Речное
Путевые заметки

Хошеутовский хурул. Речное

История Хошеутовского хурула началась в 1812 году. Грозная опасность, нависшая над Россией, заставила императора Александра I начать усиление армии. Тогда и были сформированы три калмыцких кавалерийских полка, которые закончили войну с Наполеоном в Париже в 1814 году.

Хошеутовский хурул

Штурм Парижа привёл бы к ненужным жертвам, но французы отказывались сдаваться. И тогда генерал Милорадович схитрил. Перед тем, как вновь отправиться на переговоры, он долго совещался с командиром калмыцкого полка нойоном (князем) Сербеджабом Тюменем. И когда французы в очередной раз отклонили предложение о капитуляции, Милорадович махнул в сторону далёких холмов. «Там, — сказал он, — до ста тысяч калмыков. Вы слышали о них? Завтра они пойдут на штурм, и ужасы вандалов, разрушивших Рим, померкнут по сравнению с тем, что вы увидите в Париже!» В подзорную трубу мэр города разглядел, как в поднимаемых ревущими верблюдами тучах пыли мчится меж холмов нескончаемым потоком множество диких, голых по пояс, вымазанных в крови всадников. «Vae victis» (Горе побеждённым), — произнёс Милорадович будто бы задумавшись.

И… Париж сдался. А наутро первым на его улицы вошёл калмыцкий кавалерийский полк. Это были не «дикари, варвары и людоеды», как думали парижане, а красавцы в жёлто-голубых мундирах, поражающие своей дисциплинированностью и мастерством наездников.

Военная хитрость и 500 всадников, скачущих меж двух холмов по кругу, сохранили прекрасный город и тысячи жизней. А нойона Сербеджаба Тюменя пригласили в Санкт-Петербург для вручения наград. Величие Казанского собора, ставшего памятником воинской славы, потрясло калмыцкого князя. Полукруглая колоннада собора походила на родовой знак князя — натянутый лук. Нойон решил возвести подобный храм в своем улусе. В 1818 году строительство Хошеутовского хурула было завершено.

Но памятник боевого братства калмыцкого и русского народов был разрушен в советское время. Его восстановили только к 200-летию хурула, но уже без колоннады. Юбилей праздновали с невероятной самобытностью. На неделю приехавшие в село Речное монахи тибетского монастыря Таши-Лумбо создавали из цветного песка мандалу мудрости Манджушри, проводили множество обрядов, главный из которых — мистерия Цам, танец-пантомима, цель которого — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов от последователей Будды.

Мистерия Цам

Похожие объекты

Каргопольская игрушка.

Крестьяне делали из глины горшки и посуду, а детям лепили игрушки.

Чусовой. Парк имени реки.

Древняя церквушка, на её стенах картины, рассказывающие о Сибирском походе.

Пермь. О древностях.

Стоя на берегу Камы и любуясь тающими в дымке высотными домами, трудно заподозрить, что Пермь – горо...

Чайковский. Эталон.

С высоты 125 метров открывается удивительный вид на Камское море, на плотину и шлюз, на золотые зака...

Верхнечусовские Городки. Ермаковы лебеди.

Умельцы Центра народных ремёсел стали хранителями мастерства влюблённой в Ермака рукодельницы Алёны....

Усьва. Каменный Город.

Приходится перепрыгивать через пропасти, которые только что, обманывая тебя, ловко притворялись улиц...

Кунгур. НеслуЧАЙное путешествие.

В Кунгуре вдруг понимаешь, что непрестанно удивляешься. Нереальной величине засовов на воротах торго...

Легенда о Нарчатке. Наровчат

Легенда о Нарчатке — это самое удивительное из всех достопримечательностей Наровчата.

Страна людей. Йошкар-Ола

О невероятном преображении Йошкар-Олы в кругах профессионалов рассказывают легенды.