Экспедиция «Дорога на юг»
Экспедиции

2006 год

Трасса М4 «Дон», или менее официально — «Каширское шоссе» — та дорога, что ведет из столицы огромной страны к теплому морю. Наверное, прозвучит это странно, даже крамольно, но огромной нашей стране принадлежит лишь маленькая толика существующих в Мире теплых морей. И сколько придется на каждого из нас, если поделить на всех 500 км Черноморских пляжей.

Дорога на Юг хорошо известна всем, кто предпочитает отправиться к Черному морю на автомобиле. А действительно ли она знакома, эта дорога? Пройдет всего две недели, и мы сможем совершенно определенно ответить на вопрос, есть ли на пути к Черному морю такие места, куда действительно стоит заглянуть, оторвав от драгоценного отпуска денек-другой.

Нас, участников экспедиции — 23 человека. Всё как всегда — редакция, фотографы, массовка, водители, и лишь одно изменение, слегка осложняющее жизнь, — наличие собаки жуткой породы доберман-пинчер. Впереди — две недели упоительного путешествия, три дня рождения, сотни километров пути.

Маршрут

Тверь — Тула — Дивногорье — Павловск — Белогорский монастырь — Гузерипль — Гуамка — Тверь.

27 июня

Впервые мы выезжаем из Твери не в ночь, а рано утром — к обеду нас ждут в Туле. Тула — первое отклонение от прямого пути. С МКАД мы сворачиваем на Симферопольское шоссе. Обеденный перекус — уже на въезде в Тулу.

Тула — город оружия и пряников. Блеск золотых эфесов и вороненые оружейные стволы прочно сплетаются в памяти с удивительным разнообразием пряников мыслимых (и немыслимых) форм, размеров, рисунков, начинок. Из известных всему миру тульских достопримечательностей мы выбрали то, что наверняка заинтересует мужчин, все-таки, в основном, за рулем они. Итак, Кремль и оружие.

В Огненной Башне Кремля для нас идет интерактивная программа с погружением в русское средневековье. И мы окунаемся в мир, где есть место князьям и дружине, жертвам и палачу, где в сумраке тают переходы, а воины в кожаных доспехах сражаются на факелах. Приятно играть в Игру, созданную Мастером.

О Туле и Тульском кремле

Тула. Экспедиция Дорога на юг

28 июня

Встав пораньше, пытаемся наверстать упущенный вчера километраж. В 10 часов наш автобус сворачивает на узенькую улочку хутора Дивногорье. Однополоска! И чем ближе к окраине, тем улочка уже, а домики ниже. Иногда кажется, что все, не проедем, не протиснемся, и уж точно ни с кем не разъедемся. Малюсенький зеленый домик конторы музея-заповедника «Дивногорье» последний на улице. Здесь же сувенирный магазинчик, а в нем — не описать — целая коллекция эксклюзивных авторских работ.

На крылечке нас ждет Равиль Мишкин — старший научный сотрудник заповедника. С ним проведем мы удивительный день среди Див (не поворачивается язык назвать Дивы меловыми столбами). С ним спустимся мы в холодные залы подземных церквей, а потом будем купаться в быстрой чистой речке под названием Тихая Сосна. От него узнаем названия незнакомых цветов и с его помощью увидим следы до сего момента неизвестных нам цивилизаций. Ближе к ночи поднимемся мы на Большие Дивы, будем сидеть и смотреть, как в свете заходящего солнца белые меловые столбы начинают сиять золотом, затем розовеют, становятся малиново-красными и, наконец, гаснут.

О музее-заповеднике «Дивногорье»

Дивногорье, Воронежская область. Экспедиция Дорога на юг

29 июня

От Дивногорья до Павловска всего 100 км — 1,5 часа езды. Мы — гости Станции юных техников и Клуба юных моряков, на одном из катеров их флотилии будем подниматься вверх по течению Дона к Белогорскому монастырю. Это самый простой и удобный путь на Белогорье. Валентина Уханова — наш экскурсовод.

Меловая круча видна издалека. Катер причаливает к склону. Первые 10 метров карабкаемся прямо по круче, потом начинается обычная лестница, непонятным образом к круче прилепившаяся. Лестницу сделали всего 3 года назад, и уже трудно представить, как раньше поднимались паломники (в основном женщины) на высоту 70 метров (24-этажный дом) по ступеням, вырезанным прямо в меловой горе.

От уреза реки 70 метров вверх до входа в церковь Александра Невского. Потом 70 метров вниз по подземным ходам. Каких чудес мы только ни увидели. И сочащиеся каплями меловые стены, и отказывающиеся снимать фотокамеры, и молитва, непонятно откуда вдруг звучащая во тьме подземных коридоров. А какой вкусный монастырский квас. А как здорово смотреть из пробитого в меловой толще оконца на просторы Донской поймы. Как замечательно окунуться в прохладную воду купальни святого источника.

И жаль только, что так и не успели мы посмотреть Идеальный Дуб — есть в маленьком городке Павловске такой памятник природы.

О Белогорском Воскресенском монастыре

Белогорский монастырь. Экспедиция Дорога на юг

30 июня

О том, почему озеро называется Тахтарка, существует легенда — конечно, про любовь. Жил-был хан и была у него дочь необыкновенной красоты, и звали ее Тахтар. Влюбилась девушка в пастуха, а хан, узнав об этом, приказал пастуха убить. Тахтар увидела смерть любимого и с горя бросилась с высокого обрыва. Велел хан своим воинам похоронить Тахтар. И там, откуда воины черпали песок для кургана, разлилось голубое озеро, чистое-чистое, как слезы Тахтар.

Ночь на берегу озера Тахтарка пережили с трудом. Интересно, кого бы ели комары, если б мы сюда не приехали? Наш ранний отъезд больше похож на побег. Сегодня — целый день едем. И, как ни странно было думать об этом утром, ужинаем мы на берегу настоящей горной реки с красивым названием Белая, под небом, усыпанным огромными звездами. Позади 900 км пути. Это — наша первая ночь в Адыгее.

Река Белая, Адыгея

1 июля

Утром роса такая, что в Белой можно не купаться. Небо над горами не зеленое, не голубое, а цвета морской волны. Такое небо бывает только на рассвете и только в горах, и то, если погода днем обещана великолепная. Бывают в жизни сказочные дни, только не ленись.

Вода в Белой чистейшая. Лагерь удачно стоит на огромной поляне прямо на берегу. И все же мы собираем палатки, хотя отлично знаем, что ночевать будем здесь же — все хотят в Кавказский заповедник, все хотят на водопады Руфабго. Наш день так и поделился на две части. С утра — визит-центр заповедника, с экскурсией, дольменами, удивительными людьми и их еще более удивительными рассказами. И первый удивительный человек, встречающий нас у входа в визит-центр — Светлана Дерзиян — методист по экопросвещению.

О Кавказском заповеднике

Потом — путешествие по долине Белой. И не на машине или автобусе, с остановками на смотровых площадках, а пешком вдоль всего Гранитного каньона. На фотографов жалко смотреть — всего то не отснимешь.

После обеда мы не смалодушничали и не пошли на водопады Руфабго по пешеходному мостику. Мы вернулись в Хаджох и как туристы легендарной «Тридцатки» пошли к водопадам вдоль всего Хаджохского каньона, мимо скалы «Пронеси Господи», мимо тренирующихся на отвесе скалолазов, мимо каштанов, стволы которых и не обхватишь.

О каньоне, водопадах и реке Белой

Хаджок, Адыгея. Экспедиция Дорога на юг

2 июля

Утром в экспедиции становится на одного участника больше — к нам присоединился инструктор тур-фирмы «CВ-Астур» Миша Зашибаев, более известный как Михей. После обеда мы уходим на тот самый легендарный маршрут № 30 «По Западному Кавказу», который был восстановлен этой фирмой в двух вариантах: пешем и конном.

Но сначала — Азишская пещера. Просто нельзя, невозможно проехать мимо и не побывать в сказочном царстве Азиш!

Об Азишской пещере

Вот он, решающий момент. Шлагбаум кордона заповедника опустился за группой. Дальше пешком: на плато Лаго-Наки, к седому Оштену, к золотому Фишту. Цель. Мы выходим на знаменитый маршрут № 30, чтобы своими глазами убедиться — реанимация когда-то самого посещаемого горного маршрута прошла успешно.

Группа. Вполне можно посчитать нашу группу обычной, из тех, которые собираются на турбазах для прохождения маршрутов. Взрослые и дети, кто-то бывал в горах, но очень давно, кто-то — впервые. Старшему 50, младшему — 11 лет. Богатырей не наблюдается, особо тренированных спортсменов тоже.

Погода. Проливной дождь, непостижимым образом ухитряющийся идти в сплошном тумане. Нам подарили невероятный день. Мокрые насквозь, из-за плотного тумана даже приблизительно не представляя, где находимся, мы шли по тропе планового маршрута № 30. На любой вопрос, касающийся продолжительности или протяженности оставшегося пути, инструктор невозмутимо отвечает «Семь», не уточняя: дней? часов? километров? жизней?.. Иногда туман чуть рассеивался, и тогда на нас наступали цветы. И ароматы… Мы не могли видеть, куда попали, но ощущения были столь невероятны, что напрашивался единственно верный вывод — так выглядит и так благоухает Райский Сад.

плато Лаго-Наки, Адыгея

3 июля

Живем на приюте Фишт — домики в несколько комнат, нары, матрасы, поверх которых мы расстилаем принесенные спальники. Нам достался 2 этаж, выход прямо на улицу. Это сделано специально — к весне толща снежного покрова на приюте может достигать 16 метров. Готовим на костре под навесом, дрова — из ближайшего леса. Дождь кончился, но туман не рассеивается. Сегодня у нас радиальный выход. Мы идем на ледник Малый Фишт смотреть водопад. Для людей, никогда не бывавших в горах, дивно все — и твердый, словно асфальт, снег, и цветущие рододендроны, и водопад, летящий откуда-то из тумана, видимо, со скал и исчезающий где-то в тумане, в огромной промоине между скалами и льдом. Вечером мы сидим на большущем камне, который здесь называют Фиштенком, и смотрим, как в возникающих в стене тумана окнах проявляются вершины Фишта.

4 июля

Только час на рассвете бывает Фишт золотым. Крик дежурных разбудил группу: «Фотографы! Массовка! На выход!». Выскакивали на улицу, одеваясь на ходу. Золотой Фишт! Струи тумана ползут по зеленым бокам Оштена! Над нами безоблачное небо. Все, что мы на сегодня задумали сделать — сделаем! Выйдя в 9 часов с Армянского перевала, в 12 стоим на Оштене. Фотографы довольны: погода, природа, свет, горы, цветы, облака, группа — все в идеальном состоянии. Где-то на Небесах о нас позаботились.

Дорога обратно занимает 8 часов. Кто б сказал, что по этой тропе мы уже шли! Туман исчез, и мы наслаждаемся прогулкой по удивительной земле, называемой Кавказом. И многие чувствуют себя настоящими героями.

О Фиште, приюте и прогулке по 30-му маршруту

Кавказ. Экспедиция Дорога на юг

5 июля

Сегодня мы едем в Гуамское ущелье — чудо из чудес, легенду Адыгеи. Кого б мы ни спрашивали, что еще стоит посмотреть, все в один голос говорят — Гуамку. И только оказавшись в этом крошечном по меркам Кавказских расстояний ущелье, мы начинаем осознавать, что наш огромный автобус никогда не пройдет на Мезмай, а пешком мы туда уже не успеем; что гора Тхач так и осталась в стороне от нашего маршрута; что мы не дошли до моря по Тридцатому маршруту; что наше путешествие неотвратимо движется к завершению, и впереди — только море, куда все так спешат, проезжая мимо Див, Белогорья, Адыгеи.

О Гуамском ущелье

6–7 июля

Море — это все-таки здорово. Мы живем в кемпинге на самом берегу, в маленьком местечке под названием Криница. Здесь всегда ветер. Купаемся, собираем битые штормом ракушки, празднуем общий день рождения. Вечером жжем костер прямо у воды и жарим сардельки, купленные в местном магазинчике. Сказочный и заслуженный отдых заканчивается внезапно: ночью на ущелье обрушивается гроза. Высохшая до бетонной твердости земля не впитывает воду.

8 июля

К утру кемпинг залит водой. На маленький пляж обрушиваются штормовые волны, улучшения погоды не предполагается. Плюнув на завтрак и утренний кофе, под проливным дождем загружаем автобус. Поднимая волны, как вполне солидный катер, он выплывает на асфальт. У самого моря останавливаемся и бежим купаться — последний раз в нашей поездке — а ливень такой, что не понятно, где море, а где дождь, определить можно только на вкус — солено или нет.

Глупо говорить морю «Прощай». Мы обязательно вернемся. А сейчас нас ждут в Твери, до нее совсем недалеко, всего 1800 км.

Материалы по теме

Дивногорье

Обычная экскурсия по Дивногорью переворачивает представление и о жизни, и о Мире, в котором жизнь эт...

Знаменитая «Тридцатка» — маршрут № 30 «По Западному Кавказу»

Долгими часами единственным Вашим утешением будет лишь то, что полмиллиона человек до Вас смогли сде...

Кавказский заповедник

Кавказский заповедник — второй по величине лесной заповедник Европы — спасает зубров.

Долина реки Белой

Путешествие, которое продлится день...

Гуамское ущелье

Неожиданно стена леса расступается, и дорога ныряет в сумрак каньона.

Большая Азишская пещера

Прячется под землей красота редкостная, недаром Большая Азишская пещера входит в пятерку самых краси...

Белогорский Воскресенский монастырь

Самый легкий способ добраться до Белогорского Воскресенского монастыря — по воде.

Тульский кремль. У засечной черты

Умели люди портить врагам жизнь, устраивая засечные полосы.

Пресс-тур по Самарской области

Рассказываем, как можно провести три насыщенных дня в Самаре.

Экспедиция «Ладожские шхеры»

Понадобилось всего три дня, чтобы на всю жизнь полюбить этот странный мир, состоящий из скал, волн, ...

Экспедиция «Оймякон. Круглое путешествие»

Странно осознавать, что одной из причин, заставляющих туристов ехать в Якутию, является холод…

Экспедиция «Бий-Хем»

Большой Енисей в Туве называют Бий-Хем, что в переводе означает «большая река»…

Экспедиция «Тихий океан. От Северных Курильских до Камчатки»

Океан был выбран самый большой — Тихий. Там Камчатка — земля, которая манила и манит первопроходцев ...

Экспедиция «Этнография»

В Мире жили и живут древние народы, и наш народ тоже древний — один из многих…

Экспедиция «Заонежье. На ладони Бога»

Пять самых крупных заливов Онеги напоминают пальцы руки, а само озеро — огромную ладонь. На ладони Б...

Экспедиции туркаталога «Отдых в России»

Зачем мы едем в экспедиции?

Экспедиция «К берегам Хвалынского моря»

Этой экспедицией мы соединяем две точки на карте России: исток и устье Волги…