В самое сердце России: путешествие в Самару
Мы с удовольствием приняли приглашение Туристского информационного центра и отправились в пресс-тур по Самарской области. Любопытно познакомиться с самим городом и окрестностями, его достопримечательностями, интересными памятниками и знаковыми местами. Хотя и для тех, кто уже бывал здесь не один раз, путешествие в Самарскую область может превратиться во встречу с новым, ранее незнакомым местом.
Этот регион найдёт чем удивить: современным городским комфортом и культурными программами, красотой волжских пейзажей и незабываемыми экскурсиями, богатой необычной историей и скрытыми в ней тайнами.
Рассказываем, как можно провести три замечательных насыщенных дня в Самаре.
День 1
Утром вылетаем из Москвы в Самару. Самолёт долго разгоняется и никак не хочет расстаться с землей, но, наконец-то, поднимаемся в воздух. Полёт занимает меньше полутора часов, и, кажется, только взлетев, мы уже снижаемся.
Прибываем в Курумоч — современный новый аэропорт, построенный к Чемпионату мира по футболу — 2018 и открытый в 2015 году. Он находится между Самарой и Тольятти (35 км до Самары, 45 — до Тольятти). Кроме городов Самарской области он обслуживает Ульяновск, казахстанский город Уральск, принимает и международные рейсы. Нас встречают улыбчивый Максим, представитель ТИЦа, и обаятельный экскурсовод Татьяна. Они будут сопровождать нас на протяжении всей поездки. Вроде все на месте, никого не потеряли. Делаем групповое фото на фоне аэропорта, садимся в микроавтобус, и вот мы уже мчим по направлению к Самаре. Впереди нас ждут незабываемые три дня.
По дороге Татьяна знакомит нас с историей и культурой города, упоминает о жизни и творчестве многих известных людей, связанных с этим краем. Она очень любит свой город и пытается передать эту любовь своим гостям.
Мы узнаём, что Самара был основана в XVI веке в месте слияния двух рек, Волги и Самары, как охранная крепость для защиты от кочевников. За 436 лет своей истории она прошла разные этапы: была торговым купеческим городом, городом-заводом и даже запасной столицей в годы Великой Отечественной войны. Сейчас это современный мегаполис, очень привлекательный для туристов. Уникальное географическое положение позволило ему стать крупным транспортным узлом, имеющим связь как с ближними, так и с дальними регионами страны.
Крутим головами направо и налево, еле успевая за рассказом экскурсовода. Проезжаем по мосту через реку Сок и видим в окно автобуса Жигулёвские горы, самой высокой точкой которых является гора Стрельная. Гора находится на территории Жигулёвского заповедника и национального парка «Самарская Лука». В хорошую погоду сюда можно отправиться на выходные, совершить пешеходные и вело- прогулки, подняться на смотровые площадки и полюбоваться красивыми видами.
А мы оказываемся на Сокольих горах и у нас первая остановка в посёлке Управленческом, здесь находится «Вертолётка» — так в народе называют смотровую площадку над Волгой. Когда-то здесь действительно садился вертолёт генерального конструктора ракетных двигателей (первого конструктора СНТК им. Кузнецова) — Николая Кузнецова.
В 2000 году площадку переоборудовали и благоустроили, и с тех пор всех гостей города в первую очередь обязательно везут сюда. Ведь отсюда открываются живописнейшие виды: на Волгу, горы и острова, Жигулёвские ворота. Здесь есть где отдохнуть и погулять: проложены дорожки, установлены лавочки, качели, рядом кафе.
Татьяна открывает нам один из секретов этих гор. Оказывается, там, в подземелье, находился во времена Великой Отечественной войны стратегический запас Советского Союза, располагались огромные камеры, где хранились туши мяса, тушёнка, сгущенка, масло и другие продукты. А сейчас многокилометровые лабиринты Сокольих гор изучают туристы.
На обед нас привезли в ресторан «Пастернак». Ресторан назван в честь писателя, побывавшего в Самаре в 1916 году первый раз и так охарактеризовавшего город: «Самара — лучший, греховнейший, элегантнейший и благоустроеннейший кусок Москвы, выхваченный и пересаженный на берега Волги». Накормили нас вкусно и сытно, оформление ресторана и стол заслуживали отдельной фотосессии.
Знакомство с Самарой продолжается. В Самаре нет ни одного моста через Волгу: весь город расположился только на левом берегу. Здесь находится одна из самых протяжённых набережных в Поволжье — её длина более 4,5 км, она начинается от Речного вокзала, от многочисленных причалов, куда летом приходят теплоходы.
Все дороги в городе идут либо параллельно Волге, либо перпендикулярно. Мы проезжаем вдоль всей набережной, останавливаемся на краткие прогулки. Вот, например, белая стела Ладья высотой 20м — одна из визитных карточек города, символ Самары.
Проезжаем мимо памятника Вальсу, памятника Соловецким юнгам, слушаем истории и будто окунаемся в ту эпоху. Особенно удивил памятник картине Репина «Бурлаки на Волге», который находится на Ленинградском спуске. Наброски к этой картине художник делал в селе Ширяево, недалеко от Самары. Сейчас там работает дом-музей И. Е. Репина. Рекомендуем совершить в те места отдельную экскурсию и узнать о жизни, творчестве этого художника и интересных особенностях знаменитой картины.
«В Самаре все дороги уходят в небо», — говорит Татьяна. Здесь через каждые 250 метров исторический спуск, и за каждым поворотом нас ждёт открытие.
Вот Струковский сад, или Струкачи, как его называли в XIX веке. Тут когда-то гуляли «дамы» и «господа», а самарские «горчичники» — так здесь называли местных хулиганов — могли побить и даже ограбить. В XX веке парк носил имя Максима Горького, который жил и работал в Самаре и даже познакомился здесь со своей первой женой.
Недалеко от Струкачей находится Иверский женский монастырь, настоящее украшение Самары. А на другой стороне улицы, через узкую дорожку, располагаются здания Жигулёвского пивоваренного завода. Горожане шутят: «С одной стороны грешим, с другой — грехи замаливаем». Вот такая она, Самара, необычная и контрастная. А нам пора на экскурсию по заводу с дегустацией в знаменитом ресторане «На Дне».
Пивоваренный завод был основан Альфредом фон Вакано, австрийским предпринимателем в 1881 году. Личность этого потомственного пивовара заслуживает особого внимания. Он не только построил великолепные по архитектуре сооружения, организовал и наладил работу нового предприятия, но и был меценатом, радеющим о благоустройстве Самары. Так, например, его стараниями в городе была открыта канализация и построена электростанция.
Пивоваренное дело фон Вакано продолжает Жигулёвский пивзавод, а марка пива «Жигулевское» известна на всю страну. Во время экскурсии по цехам заводской гид рассказывает о заводе, жизни знаменитого пивовара и его семьи, о питейных заведениях и этапах производства пива. На дегустации под звон стеклянных кружек мы узнаём и про культуру потребления пива. Ведь, по словам самого фон Вакано, пиво — это напиток для беседы и призван объединять людей разных взглядов.
На улице уже сумерки... Нам предстоит познакомиться с историческим центром города. Здесь расположены старинные особняки, разнообразные по стилю застройки. К Чемпионату Мира по футболу 2018 года город благоустроили, исторический центр обновили, особняки отреставрировали, открыли много отелей.
Осенью темнеет рано. Из окна автобуса уже мало что видно, и мы спешим, чтобы увидеть улицу Ленинградскую — местный «Арбат» и улицу Фрунзе — настоящий музейный квартал. На ней находятся деревянная усадьба — уютный музей Алексея Толстого, узнать который легко по бронзовой фигуре Буратино; костёл, впечатляющий своими готическими очертаниями, а дальше самое красивое в Самаре здание в стиле модерн. Это бывший особняк Курлиных, в котором сейчас располагается Музей модерна, посвящённый купеческому быту. Ещё на улице Фрунзе можно посетить Музей Эльдара Рязанова. В доме есть комната, которая принадлежала семье Рязанова, сам он здесь прожил первый год жизни и потом в 1941 году вернулся сюда в эвакуацию.
Мы стоим на противоположной стороне улицы, слушаем гида и любуемся такими разными зданиями. Архитектура Самары впечатляет, а вечерний город по-своему красив. Вот зажглись фонари и рекламные вывески, подсветка домов... звеня, пробегают трамвайчики. И кажется, что уже прошёл не один день, а целая неделя, как мы приехали в этот удивительный город. Хочется вернуться сюда вновь в солнечную погоду: зайти в калитку деревянной усадьбы, поздороваться с Буратино и обязательно загадать желание, посетить все-все музеи.
Напоследок заходим в сувенирный магазин, чтобы увезти из Самары сладкие подарки. Ещё когда Самара была Куйбышевым, местные конфеты считались одними из самых вкусных в стране. И хоть город был закрытым, народ всё равно стремился сюда — затариться куйбышевским шоколадом и жигулёвским пивом. И мы покупаем самарские конфеты — помадку, грильяж. птичье молоко...
Усталые и довольные, полные впечатлений, едем заселяться в отель. Участники пресс-туров в этом году проживали в номерах 4-звездочного отеля «Граф Орлов» и 5-звёздочного отеля «7 Авеню».
День 2
Мы продолжаем знакомство с Самарской областью, сегодня нас ждут Новокуйбышевск и Тольятти.
Проехав через мост на левый берег реки Самары, мы оказались в Куйбышевском районе города, бывшей Засамарской слободе. По одной из версий название «Самара» означает «река знойной степи», или просто «степная река». Через реку Самара, в отличие от Волги, проложены пять мостов.
Когда-то по понтонному мосту через реку перегоняли скот: коров, быков, навьюченных товаром лошадей и верблюдов. Торговля шла полным ходом. XIX век — век купечества, и в Самаре жило немало богатых купцов I и II гильдии. Кроме торговли они много делали и для благоустройства города: строили дома, дороги, церкви.
В конце XIX — начале XX века в Самаре начался бурный рост промышленности и не последнюю роль в этом сыграла и Засамарская слобода. В тот момент Самару даже называли «Русским Чикаго» или «Русским Новым Орлеаном». В советское время толчком к развитию производства в Куйбышевском районе послужило строительство Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода.
Мы въезжаем на территорию жилого района «Волгарь» Куйбышевского района. Совсем недавно здесь открылся Этнопарк — уникальный парк дружбы народов мира. Располагается он на площади 12 га в живописном месте на берегах озёр.
Познакомиться с культурой народов, проживающих на Самарской земле, приглашают 20 национальных подворий. Вторая часть парка пока не застроена.
С 2021 года в Этнопарк приезжают туристы и школьные группы. В выходные и праздники здесь многолюдно, а все дома открыты для посещения.
Мы приехали в будний день, поэтому зашли лишь в несколько домов, но с удовольствием прогулялись по всему архитектурному комплексу. У каждого дома своя уникальная постройка, внутри — традиционные предметы быта, национальные костюмы, музыкальные инструменты и старинная утварь. Здесь можно узнать об обрядах и традициях местных народов, принять участие в различных мастер-классах по валянию из шерсти, росписи по дереву, приготовлению национальных блюд.
Теперь наш путь лежит в г. Новокуйбышевск. Всего 20 км, и мы на местном «курорте» — в Центре здоровья и отдыха «Волжские термы». Здесь целый комплекс из десяти бань и саун с различными программами, шесть бассейнов, работающих круглый год. Есть дополнительные услуги: спа-релакс, различные виды массажа, косметические процедуры. Можно приехать как одному, так и семьей на два, четыре часа или на целый день. Здесь есть кафе, магазин с необходимыми товарами, а приветливые администраторы и работники решат любой ваш вопрос.
Глаза разбегаются, столько тут всего! Чего только стоит бассейн под открытым небом с термальной водой и различными водными «потехами» или услуга групповое парение — настоящий интерактив! Для детей предусмотрена специальная зона с горками и развлечениями и сауна «Тёплый кораблик» с мультиками на стене. А названия какие — «Восточная сказка», «Жигулёвские луга», «Можжевеловая сауна»... Хочется всё испробовать! Каждый здесь может найти занятие по душе — если хотите поправить здоровье, набраться сил и поднять настроение, то вам сюда, рекомендуем!
Отдохнув на «курорте», расслабленные и довольные, грузимся в автобус и отправляемся обратно в Самару. Там, в кафе «Картина маслом», нас ждёт вкусный обед.
После обеда — продолжение экскурсии по городу. Мы останавливаемся у площади Куйбышева, когда-то она называлась Соборной. Это главная площадь Самары и самая большая площадь в России — только представьте, 17,5 гектара!
На таких просторах внушительное здание Самарского театра оперы и балета смотрится даже скромно. Перед театром — памятник В. В. Куйбышеву и необычная инсталляция — огромные круглые очки. «Как вы думаете, чьи они?» — задаёт вопрос Татьяна. Журналисты — люди осведомлённые, мы знаем, что это очки Шостаковича. Оказалось, так необычно в городе решили отметить юбилей Седьмой симфонии композитора, посвящённой блокадному Ленинграду. Ведь именно здесь, в Куйбышеве, Дмитрий Шостакович жил в эвакуации, здесь заканчивал своё великое музыкальное произведение.
5 марта 1942 года седьмая симфония впервые прозвучала на сцене Куйбышеского театра оперы и балета. Самарцы очень гордятся этим фактом, здесь есть памятник Шостаковичу, в честь него названа одна из улиц города, а Седьмую симфонию обязательно исполняют на городских праздниках.
С самой большой площади по улице Шостаковича переезжаем на самую маленькую площадь Самары — площадь Чапаева, бывшую Театральную. В центре высится памятник Чапаевской дивизии — восемь фигур и сам Чапаев на коне. Интересно, что позировал скульптору М. Г. Манизеру сын Чапаева, внешне очень похожий на отца. Памятник был создан в Ленинграде, и мало кто знает, что там есть его точная копия — она сейчас находится на территории Военной академией связи им. С. М. Буденного.
Стоим на площади и крутим головами. Каких только зданий здесь нет, и каждое — целая эпоха. Вот построенные в стиле модерн по проекту Д. Вернера особняк фон Вакано и здание Общественного собрания. В последнем сейчас располагается Военно-исторический музей. А вот, пожалуй, самое красивое здание на площади — Академический театр драмы. Он возведён в русском, или московском, стиле, к 300-летию города — строительство завершилось в 1888 году. Здание театра — настоящее украшение площади: шатровые башенки, отделка белым жигулёвским камнем, под шатрами — козёл, герб города Самары.
На площади Чапаева располагается и дом, где «родилась» Седьмая симфония. Здесь, в обычной коммунальной квартире, жил Дмитрий Шостакович.
И, наконец, именно здесь находится здание, которое скрывало тайну города Куйбышева времен Великой Отечественной. Под институтом культуры, бывшим куйбышевским обкомом, — бункер Сталина, куда мы и направляемся.
Маленькая неприметная дверь ведёт в один из самых таинственных музеев Самары. Мысленно переносимся в октябрь 1941 года...
В это время Куйбышев (так звалась тогда Самара) становится запасной столицей СССР. Сюда эвакуируют правительство страны, иностранные миссии и посольства, более 40 промышленных предприятий и среди них два авиационных завода. Вслед за ними в Куйбышев приезжает отряд метростроевцев. В обстановке особой секретности с февраля по ноябрь 1942 года они сооружают бомбоубежище для первого лица государства. Бункер строили по той же технологии, как станцию метро, только в глубину. Общая глубина его 37 метров, но туристов водят только на 34 метра, далее находится насосная станция, которая откачивает воду.
Под красный мигающий свет и тревожную музыку спускаемся по лестнице на технический этаж. Мы видим чугунные тюбинги, из которых состоят стены, над головами — бетонные плиты, между ними песчаная прослойка. Бункер мог выдержать прямое попадание авиабомбы мощностью до 2 тонн. В случае опасности в автономном режиме здесь могли существовать до 600 человек, обеспеченных всем необходимым.
Проходим по коридорам. Полутёмные лестничные пролеты, маленькие площадки, таинственные закрытые двери — что за ними? Наконец, лестница заканчивается. Мы на глубине 34 метров, узкий коридор упирается в зеркало, у которого тоже есть своя тайна.
Направо — личный кабинет Сталина, налево — зал совещаний. Кабинет не особенно большой, в духе того времени, со многими дверями, а обстановка как в Кремле. Массивный деревянный стол, высокий потолок, украшенный лепниной, люстра, дубовый паркет на полу. Большие фальшокна затянуты материалом — как будто просто серая погода снаружи. По замыслу автора проекта здесь всё сделано так, чтобы пространство не давило, чтобы не чувствовать себя запертыми в подземелье.
Зал заседаний рассчитан на 150 человек. Арочный потолок повторяет потолок на станции метро «Аэропорт» в Москве. Столы для совещаний, карта военных действий на стене, чёрные телефоны на столе генералиссимуса.
В конце экскурсии нам включают документальный фильм парада 7 ноября 1941года на площади Куйбышева. Переоценить военное и политическое значение этого парада сложно: он продолжался около двух часов, присутствовали дипломаты 22 стран, иностранные корреспонденты; парад показал мощь военной техники страны, опроверг мнение о том, что Советский Союз сломлен.
Удивительно, но бункер простоял закрытым с 1942 года, и всё, что мы видим, сохранилось в нетронутом виде. Лишь в 1991году был сделан косметический ремонт, здесь открыли музей. Можно только восхищаться замыслом и обустройством этого уникального сооружения. Напрашивается вопрос: был ли здесь Сталин? А это, как раз, ещё одна из множества загадок самарского бомбоубежища.
Выходим из бункера затемно и едем в Тольятти заселяться в отель. Для проживания журналистов в этом годы предложены отели «Vega» и «Лада Резорт».
День 3
Сегодня нас ждёт путешествие в историю удивительного города Тольятти. Этот необычный город носит итальянское имя, и его называют трижды рождённым. Он прошёл долгий путь от города-крепости до автомобильной столицы России. У города даже есть собственное «море»: Куйбышевское водохранилище называют Жигулёвским морем. Здесь самый лучший вид на Жигулёвские горы. С моря часто дуют ветра, они как будто продувают насквозь весь город, и местные жители называют свои высокие дома «ветроломами».
Современный Тольятти разделен на три больших района, у каждого из них своё лицо и история. Мы знакомились с Автозаводским районом, или Автоградом, и проехались по его главной улице Юбилейной. Автоград — самый интересный район, его строили в 70-е годы прошлого века в стиле модернизм. Улица Юбилейная начинается от Спортивной улицы, которая выглядит как гоночный трек. Когда-то здесь гоняли на авто тольяттинцы, но позже район заселили, жители стали жаловаться на шум, и гонки прекратились.
По обе стороны от дороги, по которой мы едем, простираются сосновые леса. В советское время здесь было много пионерских лагерей, где отдыхали дети со всей страны. Ещё раньше, в XIX веке, располагался курзал — курортный зал. Сюда приезжали дышать целебным воздухом и лечиться кумысом. И сейчас в окрестностях Тольятти действуют детские лагеря, есть много санаториев и загородных комплексов семейного отдыха. Многие стремятся сюда, чтобы отдохнуть на природе и подлечиться. Вот так неожиданно город, который виделся нам как промышленный, оказался и городом-курортом.
В окно мы любуемся панорамой моря и вершинами Жигулёвских гор. По всему побережью располагаются яхт-клубы: яхтинг как вид спорта здесь довольно популярен. Надо сказать, что активные виды отдыха очень развиты в Самарском регионе. Круглый год в акватории Куйбышевского моря встают паруса и парят разноцветные крылья кайтов. А ещё здесь есть горнолыжные комплексы и стрелковые клубы.
Тольятти строили как «город-мечту, город будущего». А ведь когда-то он имел другое название и располагался на другом месте. Мы побывали там, услышали удивительную историю зарождения города Ставрополя (так изначально назывался Тольятти) и увидели памятник его основателю — Василию Татищеву.
Ставрополь был заложен в 1737 году как город-крепость для защиты русских земель от набегов кочевников и для переселения туда крещёных калмыков. В 1953-1955 годы во время строительства Жигулёвской ГЭС город Ставрополь попал в зону затопления, и сейчас находится под водами Жигулёвского моря. В 1964 году город переименовали в Тольятти, и он получил новое место и новое имя. Так началось второе рождение города — крупного промышленного центра. После завершения строительства ГЭС здесь возводятся крупные заводы и химические предприятия, вокруг них и формируется новый город.
Памятник Василию Татищеву — одно из самых популярных мест в Тольятти, расположен он в живописном месте на высоком левом берегу. Отсюда открывается шикарный вид на Волгу и Жигулёвские горы. Татищев рукой показывает на затопленный Ставрополь, а сам смотрит на новый город.
Своё третье рождение город получил в 1966 году с началом строительства Волжского автомобильного завода. Одновременно возводился новый жилой район — Автозаводской. В 1971 году был выпущен первый автомобиль ВАЗ-2101 — легендарная «копейка». Нам удалось посетить музей АВТОВАза и сделать несколько фотографий с уникальными авто.
Музей находится на территории завода, и он эксклюзивный. Перед входом — эмблема АВТОВАЗа, его товарный знак — всё та же старорусская ладья, отсылающая к истории и великому торговому пути. В очертаниях ладьи прочитывается буква «В» — Волжский автомобильный завод. В 2021 году заводу исполнилось 50 лет.
В музее представлена история завода и собраны самые разные экспонаты — от фотонегативов до целых автомобилей. Есть тут и первый выпущенный автомобиль ВАЗ-2101: владелец подарил его музею после 19 лет эксплуатации. Рядом с ним Фиат-124 — прототип «копейки».
Вот автомобиль, кузов которого расписан фамилиями вазовских работников, — тут их больше 100 тысяч. А ещё здесь представлены Лада-спорт и гоночные автомобили. Например, «Нива», участвовавшая в супермарафоне «Париж-Москва-Улан-Батор-Пекин» 1995 года.
У завода есть свой научный центр, где рождаются новые автомобили, которые не увидишь на дорогах. Фантазия инженеров-дизайнеров создала просто «космические» концепты.
После музея АВТОВАЗа нам предстоит побывать в ещё одном интересном месте — в Парковом комплексе имени К. Г. Сахарова.
Это крупнейший в мире музей техники под открытым небом, он занимает площадь 38 га и делится на две площадки. Обзорные экскурсии здесь проводят на автобусе, так как пешком обойти всё представленное просто нереально. Автомобили, паровозы, боевые машины, самолеты, строительная, рабочая и даже космическая техника... Конечно, впечатлил самый крупный экспонат — настоящая подводная лодка «Б-307». Выписали её, уже как музейный экспонат, из Кронштадта, и чтобы поставить в парке, пять с лишним километров тащили по суше. Лодку снимали в нескольких российских фильмах, экскурсии на неё проводят по отдельному расписанию.
Обедали мы в панорамном ресторане «Небо» в уютной обстановке с видом на Жигулёвское море.
Набережная Тольятти — это ещё одно место, куда стоит приехать, если вы окажетесь в этом городе. Сейчас идет реконструкция набережной, но обещают, что по окончании работ здесь всё преобразится.
После обеда нас ждало настоящее погружение в атмосферу средневековой Европы — Замок Гарибальди в селе Хрящёвка. Первоначально замок был задуман как отель, и своим названием обязан отцу его владельца — Гарибальди Аркадьевичу Кузичкину. Туристический комплекс начал строиться в 2006 году, открытие его хотели приурочить к Чемпионату Мира по футболу, но не успели. И хотя территория всё ещё благоустраивается, туристы вовсю уже едут сюда. Здесь есть сувенирный магазин, ресторан, аквакомплекс и даже площадка для рыцарских турниров. В тёплую погоду можно спуститься на пляж.
Замок — фантазия на тему готики и романтизма, проектировали его творческие и креативные люди, осуществляя свою мечту. Здесь всё продумано до мелочей и стилизовано под старину. На входе нас встречают скульптуры времён короля Артура и викинг с обнаженной головой и шлемом в руках. На крепостных стенах — мифические горгульи.
Как и любой готический замок, этот тоже хранит свою тайну. Территория его открыта для всех желающих, есть парковка, а вот внутрь попасть не так просто. Если приехать с экскурсией, можно послушать легенды замка Гарибальди, рассмотреть символы на стенах, витражи, скульптуры. А можно погрузиться в эпоху храбрых рыцарей и прекрасных дам самостоятельно, неспешно прогуливаясь по парковой зоне. Появилась даже традиция — фотографироваться в шлеме воина, стоящего у Южного фасада замка, на удачу. Летом здесь особенно хорошо: цветущие гортензии, красивые клумбы, фонтаны... Но даже поздней осенью это место впечатляет.
А мы уже отправляемся в обратный путь.
Искренне благодарим организаторов пресс-тура, Министерство туризма Самарской области и Туристский информационный центр Самарской области.