Во второй половине XIX века реализм писателя Владимира Короленко был нужен обществу как воздух. Его герои даже в самых страшных жизненных ситуациях действовали беззаветно, забывая о собственной выгоде. Сила духа поднимала их над серой обыденностью буден. Это был высший романтизм реальной жизни, который является средой для великих свершений.
Казалось бы, что может связывать писателя и публициста Короленко с далёкой Удмуртией? Но одним из самых ярких примеров его активной гражданской позиции было участие в судебном процессе по Мултанскому делу.
В 1894 году удмуртов села Старый Мултан обвинили в проведении обряда человеческого жертвоприношения. Суд приговорил семерых человек к каторжным работам на срок 8-10 лет и ссылке в Сибирь. Всем было понятно, что обвинение сфабриковано, но что делать? Корреспонденты местной газеты решили обратиться к Владимиру Короленко.
В ходе подготовки к судебному процессу писателю пришлось изучать результаты этнографических исследований, посвящённых религии удмуртов. Он посетил Старый Мултан, беседовал с местными жителями, осмотрел капища и место, где, якобы, принесли в жертву нищего Матюнина. В 1896 году Короленко выступил в суде в качестве эксперта-этнографа со стороны защиты. После восьми дней разбирательства суд вынес оправдательный приговор. Писателю удалось доказать, что мултанские вотяки не могли убить человека, в их ритуальных обрядах никогда не было человеческих жертвоприношений.
Пройдёт несколько лет, и один из реальных убийц, не выдержав мук совести, расскажет на исповеди о содеянном, подтвердив этим правильность выводов писателя. В память о Короленко вотяки решили переименовать село Старый Мултан. Они дали ему имя писателя. В селе есть памятник Владимиру Галактионовичу Короленко и музей его имени.