История освоения Арктики имеет своих героев, подчас неожиданных. На рубеже XIX — XX веков исходной точкой всех русских экспедиций становится Кольский залив — незамерзающий фьорд, вдающийся в береговую линию Баренцева моря на 57 км.
В начале Первой мировой войны Германия и Турция перекрыли России водные пути в страны Европы по Балтийскому и Чёрному морям. Единственным выходом в сложившейся ситуации было строительство нового порта в Кольском заливе.
«Если Пётр I прорубил России окно в Европу, то Николай II распахнул ей дверь в Арктику», — трудно сказать точнее. Строительство порта океанского масштаба на берегу Баренцева моря стало любимым детищем императора. Не случайно же назвали его длинно и немного нескладно: Романов-на-Мурмане. Порт и железная дорога, соединившая его с Санкт-Петербургом, стали основой для практической работы по созданию Севморпути — транспортного маршрута из Скандинавии на Дальний Восток.
Николая II всегда привлекала романтика севера. Ещё в 1897 году он одобрил финансирование строительства первого в мире морского арктического ледокола «Ермак». Следом были спущены на воду ледоколы «Вайгач» и «Таймыр», которые первыми прошли по Севморпути и в дополнение открыли пролив и неизвестный архипелаг, названный потом Землёй Императора Николая II.
После революции острова, естественно, переименовали в Северную Землю. Однако роли императора в деле освоения севера это не уменьшило. Ведь именно по его настоянию русские полярные экспедиции исходили Арктику вдоль и поперёк. И их работу не прервала даже Первая мировая война.