В 1967 году завершилось строительство очередной Волжской плотины, заработала Саратовская ГЭС. Благодаря этому приволжский городок Балаково, бывший в начале XX века крупнейшим в России центром хлеботорговли, превратился в город энергетиков. С районами многоэтажек, широкими проспектами и невероятными перспективами развития экономики.
Многоэтажки теснили старинные кварталы, заполняли пустыри… как-то совсем незаметно, один за другим, стали исчезать с лица земли дома Сиротской слободы. Так и исчезли все, кроме одного — малюсенького домика в два окошка посреди образовавшегося пустыря, который стал музеем аж в 1948 году.
Его пространство заполняли простецкие вещи. Комнатка вмещала лишь печь, покрытую лоскутным одеялом жесткую кровать, стол, лавку. Но то, что когда-то жил здесь легендарный Чапай, его родители, его дети, делало домик невероятно важным в истории города. Таким важным, что решили построить рядом новый музей — дворец из стекла и бетона. Решили, построили, только музею не передали — нашлись владельцы поважнее.
А Василий Иванович Чапаев остался в Сиротской слободе, куда по сей день приходят к нему в гости люди, про гражданскую войну знающие уже только из фильмов. Они пытаются хоть как-то разместиться в комнатёнке. Уступая друг другу место, разглядывают старинные фотографии на стенах. Вот отец Чапая — Иван Степанович, плотник. Это он в 1897 году привёз в Балаково семью в поисках лучшей доли. Василию тогда было 9 лет. Он закончил здесь три класса церковно-приходской школы, учился столярному ремеслу у местных краснодеревщиков. Доказательство мастерства стоит в сенях — собственноручно сделанный резной буфет.
С фотографий смотрят люди другой эпохи. Вот сам Чапай — бравый военный, полный Георгиевский кавалер. Почему он стал большевиком? Туристы, в очередной раз окинув взглядом убогую обстановку, отвечают вопросом на вопрос — как так жить? Действительно, из такой хатёнки только в большевики.
Для нас Чапай — легендарный, не знавший поражений комдив. Но то, что рассказывают в музее для большинства, — откровение. Как отказался подавлять солдатский мятеж и был разжалован из фельдфебелей в рядовые. Как агитировал за большевиков и только в Балаково сформировал три полка Красной армии. Как Троцкий, увидев в нём политического противника, отправлял в рейды, из которых не было возврата.
На 12 квадратных метрах музейного зала возвращают реальные имена соратникам комдива. Вот платье Анки. Её настоящее имя — Мария Попова. После гражданской войны она стала юристом, выучила языки. Была резидентом советской разведки в Германии, знакома с Гитлером, Геббельсом… Была заместителем посла СССР Александры Коллонтай в Швеции…
Ординарец Петька, в реальной жизни начальник связи Пётр Исаев, был предан Чапаю до последнего вздоха. Это он тащил раненого комдива к реке, переправлял на другой берег Урала. Сам был ранен, отстреливался до предпоследнего патрона. А последним застрелился — знал, что белоказаки издеваются над ранеными. Его тело изрубили шашками до неузнаваемости. Придуманная Сталиным для фильма романтическая линия Петька — Анка дискредитировала семью Петра Исаева. И жена не выдержала, покончила с жизнью…
Папаха чапаевца Горина, бурка времён Чапая, шашка-муляж — даже детям не врут, что принадлежала Чапаю. В городе энергетиков, где давно забыты имена купцов-миллионеров, вопреки всему существует революционный музей, который его сотрудники с гордостью называют первоисточником.
Дом-музей В. И. Чапаева
Адрес: 413865, Саратовская область, г. Балаково, ул. Чапаева, 110
Телефон: (8453) 44-26-48