Николай Римский-Корсаков: композитор-сказочник
Легендарные личности

Николай Римский-Корсаков: композитор-сказочник

Из истории рода Римских-Корсаковых

Римские-Корсаковы жили на тихвинской земле более 150 лет. Прапрадед композитора Яков Никитич Римский-Корсаков, участник Северной войны, в 1711–1715 годах вице-губернатор Петербурга, был тихвинским помещиком, ему принадлежали деревни Никольское, Мелегежа и Заручевье в 30 км к югу от Тихвина. Барский дом находился в Никольском, где в 1711 году Яков Никитич построил две церкви: Никольскую (эта уникальная для данной местности церковь, образец московской архитектуры, «нарышкинского барокко», восьмерик на четверике, сохранилась до настоящего времени) и Михаила Архангела.

Портреты предков Н. А. Римского-Корсакова, Дом-музей, Тихвин
Столовая дома. На стене портреты предков Римских-Корсаковых

Дед композитора, Петр Воинович, служивший в гвардии, вышел в отставку в чине секунд-майора и после этого постоянно жил в Никольском. В 1798 году его избрали тихвинским уездным предводителем дворянства, в 1801 году — губернским предводителем новгородского дворянства. В 1801 году Петр Воинович построил в Тихвине дом, в котором сейчас находится Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова.

Родители композитора

Отец композитора, Андрей Петрович (1784–1862), своё детство и юность провёл в селе Никольском, затем служил в Петербурге, был начальником 1-го отделения Канцелярии министерства внутренних дел. В 1821 году Андрей Петрович Римский-Корсаков едет в Орловскую губернию, село Троицкое Малоархангельского уезда, и посещает дом своего друга, богатого помещика Якова Фёдоровича Скарятина.

В доме Я. Ф. Скарятина Андрей Римский-Корсаков встречает Софью, восемнадцатилетнюю племянницу своего друга, взятую им на воспитание. Софья, как и её старшая сестра, была внебрачной дочерью Василия Фёдоровича Скарятина от его крепостной Ксении...

Но! Ах, это русское «НО»! Всё зависело от желания или нежелания отца, совершившего прелюбодеяние! В лице батюшки судьба была благосклонна. Софью взяли в дом, и она получила очень приличное домашнее дворянское воспитание: с малых лет говорила по-французски, музицировала, пела, говорила хорошим слогом и грамотно писала, была начитана, увлекалась астрономией, талантливо занималась изысканным рукоделием. Была богобоязненна, строго относилась сама к себе, проникновенно увлеклась чтением «Житие святых» и в свои юные годы решила посвятить себя Богу — бежать от людей в пустыню или уйти в монастырь. 

Юная Софья была в том возрасте, когда она понимала своё положение… «И сдерживала себя в желании принарядиться, поправить причёску и полюбоваться на свой вид в зеркале перед приходом понравившегося ей молодого Андрея Римского-Корсакова. Она убеждала себя, что проявлять такое кокетство нехорошо». (Т. В. Римская-Корсакова «Из семейной переписки»).

В 1821 году Андрей Петрович Римский-Корсаков (37 лет) и Софья (19 лет) обвенчались там же, в Троицком.

Софья Васильевна, портрет, мать композитора Римского-Корсакова
Андрей Петрович,портрет, отец композитора Римского-Корсакова

Родственники приняли юную жену Андрея Римского-Корсакова благодушно и с любовью. Впереди у них долгая счастливая жизнь, коей никак не мешала большая разница в возрасте — 18 лет…

Личные вещи матери Римского-Корсакова. Дом-музей, Тихвин
Личные вещи Софьи Васильевны: шкатулка для бисера, французские романы, которые она читала в оригинале

После смерти мужа Софья Васильевна напишет своему младшему сыну Нике: «Папа меня баловал 40 лет нежностью и вниманием… Таких мужей, каков папа был, я думаю, из тысячи один встречается»…

После венчания, в 1821, году молодая семья поселилась в Тихвине, через год у них родился первенец. Сына назвали в честь прадеда Воином.

Андрей Петрович вернулся на службу в 1827 году — его назначили новгородским вице-губернатором, но был по доносу уволен со службы, так как в рапорте указал, что новгородские «помещики в плохом состоянии дороги содержат», а это было расценено как мнение, порочащее дворянство. Вновь приступил к службе в 1831 году — был назначен гражданским губернатором Волынской губернии. С этой последней должности он был уволен в 1835 году, так как «его мягкий нрав не согласовывался с предъявляемыми к нему высшей властью требованиями, направленными к притеснению по поляков». С той поры окончательно поселился в тихвинском доме, прослыв «тихвинским затворником»...

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Андрей Петрович и Софья Васильевна проживали в этом доме постоянно с 1835 года, вели типичную дворянскую усадебную жизнь: встречались с друзьями, принимали гостей. По традициям того времени в семьях велись семейные альбомы, где сами хозяева и гости рисовали что-то на память.

рисунок о рождении Римского-Корсакова, дом-музей в Тихвине

Однажды в один из таких вечеров Софья Васильевна рассказала, что накануне ей приснился удивительный сон…. А кто-то из гостей нарисовал этот сон в их семейном альбоме. Среди тёмного ночного неба к ней спустился ангел с протянутой ей зажжённой свечой. Это был знак грядущего важного события, смысл которого вскоре стал ясен Софье Васильевне — она поняла, что ждёт ребёнка. Смущалась от этого факта, поскольку ей шёл уже 42-й год, муж Андрей Петрович был накануне своего 60-летнего юбилея, а их старшему сыну Воину, морскому офицеру, было уже 22 года.

И вот счастливый отец делает запись в семейном Месяцеслове: «6 марта 1844 года в 4 часа 53 минуты пополудни родился в Тихвине Николай Андреевич Римский-Корсаков».

запись о рождении Н.А. Римского-Корсакова в месяцеслове

С шести лет Нику начали обучать игре на фортепиано. В Тихвине у него было три учительницы музыки, последняя из них, Ольга Феликсовна Фель, была действительно хорошей пианисткой. Уже в это время у Ники начали проявляться определенные задатки композиторских способностей: он часто изменял концовку музыкальных пьес, которые в качестве задания исполнял во время уроков, считая, что так лучше. Ольга Феликсовна бранила его за это, говоря: «Ты не лучше автора-композитора. Изволь играть, как написано».

В Тихвине Римский-Корсаков написал свои первые произведения: дуэт для голосов «Бабочка» и интересную увертюру с увеличением темпа, она начиналась в самом медленном темпе — adagio, и кончалась в самом быстром темпе — presto. Ника занимался сочинительством тайком от своих родителей, а когда они нашли его первые опусы и попросили сыграть, он расплакался, боясь, что над ним будут смеяться, произведения свои разорвал, и они до нас не дошли.

Дома Ника слышал много хорошей музыки, здесь были и ноты Глинки, который уже в детстве был его любимым композитором. Римские-Корсаковы часто бывали в гостях у своих знакомых Калисских, где Ника участвовал в семейных концертах, играя на фортепиано в 8 рук.

Звонница Успенского собора, Тихвин, Ленинградская область
Звонница Успенского монастыря

В окна тихвинского дома доносилось пение монахов и перезвоны звонницы из Успенского монастыря. Церковная музыка производила на Нику большее впечатление, нежели светская; мальчика привлекала красивая и торжественная обстановка архимандритского богослужения в Успенском соборе. Впоследствии Николай Андреевич напишет увертюру «Светлый праздник», посвящённую христианскому празднику Пасхи, и в своей «Летописи музыкальной жизни» прямо укажет на связь этого произведения со своими тихвинскими впечатлениями — в увертюре «Светлый праздник» он положил на ноты те самые перезвоны тихвинских колоколов! 

Интерес композитора к христианскому и к языческому прошлому в русской культуре заметен во многих его произведениях, например, в таких как «Китеж», «Млада», «Снегурочка». В Тихвине он ежегодно наблюдал старинный языческий обряд: «проводы масленицы с поездом и чучелом»; впоследствии эти детские впечатления лягут в основу прекрасной сцены «Проводы Масленицы» в опере «Снегурочка».

Вся история Тихвина была проникнута множеством красивых сказок и поэтических легенд, связанных в основном с чудотворениями тихвинской иконы. Именно это, характерное для Тихвина, сочетание исторически достоверного и сказочного, реального и легендарного, впоследствии станет отличительной чертой произведений композитора, его творческим методом. 

В доме Римских-Корсаковых было много клеток с певчими птицами: канарейками, снегирями, дроздами. Клетки часто открывали, птицы летали по дому, садились на голову и плечи его обитателей. Птицы и цветы были одним из увлечений Софьи Васильевны, которую муж называл «властительницей растительного и животного царства».

Красная гостиная в Доме-музее Римского-Корсакова, Тихвин, Ленинградская область
Красная гостиная в Доме-музее Н. А. Римского-Корсакова

Среди птиц, обитавших в этом доме, был и попугай, зеленый какаду (клетка для попугая и сейчас стоит в красной гостиной дома-музея). Этот попугай пел свою незамысловатую песенку, которая очень нравилась маленькому Нике. Когда попугай пел, Ника аккомпанировал ему на фортепиано. Николай Андреевич помнил эту песенку всю жизнь, часто играл её своим детям, а за год до смерти включил в свою последнюю оперу «Золотой петушок» в качестве лейтмотива Додонова попугая.

Вторая гостиная стала «Музыкальной гостиной» Дома-музея. Здесь находится один из главных экспонатов — рояль. Надо сказать, что он никогда не стоял в этом доме, когда здесь жила семья Римских-Корсаковых.

Рояль Н. А. Римского-Корсакова в доме-музее, Тихвин, Ленинградская область

Этот рояль был приобретён в Петербурге в 1872 Николаем Андреевичем и его супругой Надеждой Николаевной в первый год их супружеской жизни и служил композитору 30 лет. На этом рояле играли почти все крупные композиторы второй половины XIX века: П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Бородин, А. Глазунов, А. Лядов. У этого рояля пел Фёдор Иванович Шаляпин. 

Именно за этим инструментом написано большинство лучших произведений Н. А. Римского-Корсакова. На рояле стоит масляная лампа (впоследствии переделанная в электрическую), она постоянно служила Николаю Андреевичу для освещения пюпитра.

Римский-Корсаков: музыка и море

Учился Ника легко, очень быстро стал понимать арифметику, читать выучился не учившись: память у него была превосходная, он запоминал целые страницы прозаического текста наизусть, слово в слово.

Большое влияние на маленького Нику имел его старший брат Воин. В Тихвин Воин Андреевич приезжал не очень часто, обычно раз в год, осенью, но в письмах он уделял большое внимание вопросам воспитания Ники, предметом его особых забот было физическое и трудовое воспитание.

детские вещи Римского-Корсакова, Тихвин, дом-музей композитора
Детские вещи Ники

Когда Нике было только 3 года, Воин спрашивал у родителей, может ли Ника самостоятельно обойти вокруг монастыря, то есть пройти расстояние около 2 км. По настоянию Воина Ника постоянно занимался гимнастикой, около дома был турник, и Воин строго следил за гимнастическими успехами своего младшего брата. Плавать Нику научили очень рано.

Когда Нике было только 7 лет, его уже отправляли одного в Гостиный двор за покупками, Воин утверждал, что это разовьёт в ребёнке чувство собственного достоинства и чувство долга. Приучали мальчика и к физическому труду, у него был свой верстак, набор столярных и слесарных инструментов. Своё рабочее место Ника всегда содержал в образцовом порядке, его аккуратность граничила с педантичностью, эта черта характера, унаследованная от отца, была значительно усилена воспитанием. 

детские рисунки Римского-Корсакова, дом-музей, Тихвин, Ленинградская область
Детские рисунки Ники Римского-Корсакова

Среди учебников и книг, которыми увлекался Ника, была и книга по астрономии С. Зеленого. Астрономия стала одним из самых сильных детских увлечений Ники — он изучил её настолько хорошо, что даже давал уроки своей матери. Впоследствии тема звёзд займет значительное место в произведениях Римского-Корсакова. Непревзойдённый мастер звуковой живописи, он найдёт интересные и многообразные средства музыкальной выразительности: в увертюре к «Ночи перед рождеством» вспыхивающие огоньки звёзд — короткие «уколы» флейты, а в «Сказке о царе Салтане» мерцание звёзд — прекрасные аккорды арф.

Знания по астрономии, полученные в детстве, Николай Андреевич помнил всю жизнь. Уже будучи пожилым человеком, он как-то указал М. Врубелю на астрономическую необразованность в его картине «Морская царевна». На картине был изображен рассвет и месяц в виде серпа, обращённый к заре своей вогнутой стороной. Николай Андреевич объяснил художнику, что на утренней заре может виден лишь месяц на ущербе, а никак не новый месяц, причем к солнцу бывает обращена всегда выпуклая сторона. М. Врубель признал свою ошибку, но картину переделывать не стал.

Любовь Ники к астрономии была тесно связана с другим его увлечением — морем. Одной из самых любимых игр Ники в детстве была игра в морехода, а самыми любимыми книгами — «Всеобщее путешествие вокруг света» Дюмон-Дюрвиля и «Гибель фрегата Ингерманланд». Конечно, в этом интересе к морю определяющую роль сыграл пример брата, который в 1852 году ушёл в дальнее плавание к берегам Японии и Дальнего Востока.

В своих письмах Ника засыпал старшего брата вопросами об устройстве корабля, за что Воин Андреевич называл его «вопросительным знаком».

Подводя итоги своего детства Николай Андреевич впоследствии напишет: «Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, <…> меня пленяла мысль быть моряком».

Кадет Морского корпуса Н. А. Римский-Корсаков
Николай Римский-Корсаков в Морском корпусе

Н. А. Римский-Корсаков поступает в Морской корпус в 1856 году, в возрасте 12 лет. При первом же столкновении с реальной жизнью мечты Ники о море довольно быстро развеялись, его отталкивала грубость корпусных нравов, жестокое обращение офицеров с матросами, да и вообще к морскому делу он не испытывал большого интереса.

Парусное учение он правда любил и с удовольствием лазал по мачтам и реям. Однажды он упал с мачты, приблизительно с высоты 7-этажного дома, но, к счастью, упал не на палубу, а в воду, его вытащили, и он отделался только лёгким ушибом.

Корпусная жизнь очень тяготила Нику, он всю неделю ждал воскресения, когда мог, наконец, вырваться на свободу и посетить оперный театр. Постепенно театр и музыка становятся по-настоящему сильным увлечением, увлечением на всю жизнь.

Интересно, что увлечение музыкой начинается именно с оперы, на всю жизнь оставшейся его любимым музыкальным жанром. На посещение оперы и покупку нот Ника тратит почти все деньги, получаемые им от родителей. Но занятия музыкой с учителем Улихом проходят вяло, без особого одушевления. Улих был виолончелистом в Александринском театре, но пианистом он был посредственным.

Перелом происходит в 1859 году, когда Воин Андреевич нанимает для Ники нового учителя, одного из лучших пианистов Петербурга Фёдора Андреевича Канилле.

Канилле сразу же заметил, что способности Ники чисто композиторские. Он почти не занимается развитием его фортепианной техники, зато постоянно даёт Нике задания на сочинение. Один из ноктюрнов, сочинённых по заданию Канилле, Римский-Корсаков сыграл у своих знакомых и выдал за бетховенский, все очень восхищались прекрасной музыкой Бетховена, а Ника так и не признался в обмане.

В 1861 году Ф. А. Канилле познакомил Римского-Корсакова с композиторами балакиревского кружка, вошедшего в историю мировой музыкальной культуры под названием «Могучая кучка».

М. Балакирев первым увидел и по-настоящему оценил талант Римского-Корсакова, заставил его поверить в своё музыкальное призвание и сразу же усадил за сочинение симфонии. Основную тему финала этой симфонии Римский-Корсаков создал в Тихвине, во время последнего приезда сюда. 

личные вещи композитора Римского-Корсакова, дом-музей, Тихвин
Личные вещи композитора

Andante симфонии написано в Лондоне, во время трёхлетнего плавания, которое началось 1862 году, по окончании корпуса. Николай Римский-Корсаков побывал в Англии, США, Бразилии, Испании, Италии, Франции, Норвегии. Морскую службу он так и не полюбил, однако море, о котором он мечтал с детства, покорило его на всю жизнь, он стал бесспорно лучшим в музыкальном искусстве «маринистом».

Римский-Корсаков заканчивает свою первую симфонию. В 1865 году она была с большим успехом исполнена на концерте Бесплатной музыкальной школы, дирижировал М. А. Балакирев. Этот год считается годом начала музыкальной деятельности Николая Андреевича Римского-Корсакова, результатом которой стали 3 симфонии, 15 опер, 80 романсов.

В. А. Серов. Портрет Римского-Корсакова
Серов Валентин Александрович. Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова, 1898

В Тихвине Николай Андреевич последний раз был в 1862 году, на похоронах своего отца. После этого мать и дядя переезжают в Петербург, дом продают, и в Тихвине у Николая Андреевича не остается ни родных, ни друзей.

В конце своей жизни Николай Андреевич говорил своему другу В. Ястребцеву, что хочет посетить родной город, но сделать он этого не успел, в 1908-ом году он умирает.

Похороны композитора Римского-Корсакова, Санкт-Петербург

Н. А. Римский-Корсаков похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре. Памятник на его могиле создан по проекту выдающегося художника и большого почитателя Римского-Корсакова Николая Рериха.

Композитор-сказочник, композитор-романтик, всегда говоривший, что музыка — это мечта. Даже повествуя о реальных исторических событиях, он всегда искал их поэтическую сторону, а через сказку, через «легенды старины далёкой» умел показать мир таким, какой он есть и был. Своим ученикам Римский-Корсаков говорил: «Даже и самое фантастическое в искусстве удаётся лишь тогда, когда оно корнями имеет нормальные земные ощущения».

Информацию и фото предоставил Государственный дом-музей Н. А. Римского-Корсакова,
текст Э. В. Бордовской, заведующей музеем

Материалы по теме

Дача Шаляпина в Кисловодске

В Кисловодске, недалеко от вокзала, на пригорке среди вековых сосен и елей возвышается красивый особ...

Воткинск. Вам к Петру Ильичу?

Этот дом по-прежнему стоит на улице Господской. Жил в доме начальник Камско-Воткинского завода подпо...

Холмогоры. Михаил Ломоносов

19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова ...

Пятигорск Лермонтова и его героев

Именно пятигорские наблюдения Михаила Юрьевича Лермонтова нашли отражение в «Герое нашего времени». ...

«Русские сезоны» Сергея Дягилева

В «Пермских Афинах» собирался культурный цвет: музыканты, артисты, самые образованные люди того врем...

Гайдар — Голиков Аркадий из Арзамаса

Объяснить феномен Гайдара очень сложно. По его произведениям было снято 27 фильмов, а тимуровское дв...

Виктор Фёдорович Боков: «Я встречаю Вас, встречаю как доброго гостя»

Пожалуй, не найдётся человека, который бы не знал песню про оренбургский пуховый платок.

Рыльск: на родину Григория Шелихова, «Колумба русского»

Живописный город Рыльск — родина Григория Ивановича Шелихова, мореплавателя и исследователя, основат...

Константин Бальмонт: «Мне всегда желанна Шуя»

Шуя — город самого солнечного поэта Серебряного века.

Игумения Мария (Тучкова)

Поля Бородинской битвы невозможно представить без архитектурного ансамбля Спасо-Бородинского монасты...

Художники Каширы: Е. Н. Максимов, С. М. Харламов, М. Ф. Володин

Среди талантливых людей Каширы есть художники, внёсшие огромный вклад в мировое культурное наследие....