Невозможно жить на Урале и не любить уральские самоцветы. Нигде в целом свете не встречается такого разнообразия минералов на таком небольшом пространстве. Этот заветный край был одарён природой с безумною щедростью. Мамина-Сибиряка окружала неисчерпаемая сокровищница изумрудов, бериллов, топазов, аметистов, аквамаринов. Драгоценные камни, в которых, как в каплях, сконцентрировались яркие краски окружающего мира. Самоцветные минералы, живущие своей особенной жизнью, тёмной и неисследованной, проявляющейся в кристаллической форме на границе, отделяющей органическую природу от мёртвой материи.
Самоцветная полоса — это условное название территории, узкой лентой протянувшейся с юга на север более чем на сто километров вдоль восточного склона Среднего Урала в верховьях рек Нейва, Реж и Адуй. Самоцветы «разного сословия» находятся в трещинах и пустотах пегматитов, жилы которых разрывают кристаллические сланцы. Здесь находится село Мурзинка — одно из древнейших русских селений Зауралья, место, где добыча драгоценных камней и камнерезное искусство стало исконным промыслом с конца XVII века.
Мамин-Сибиряк описывает минералогию, от которой захватывает дух. Рассказывает истории обретения знаменитых мурзинских камней. Невероятные приключения берилла «бабий гнёт», который использовался в качестве груза на бочке с квашеной капустой и проданный хозяйкой за двугривенный. Цена переходившего из рук в руки берилла росла. В итоге он был куплен за 50 тысяч золотых рублей и оказался в Венском минералогическом музее. Или историю калтышского мужика, нёсшего тагильскому коллекционеру Шорину два алмаза — большой и маленький, но по дороге большой алмаз потерявшего. Или историю кристалла горного хрусталя, стоявшего вместо тумбы у одного из домов.
Большинство месторождений Мурзинки в настоящее время считаются отработанными, но их отвалы до сих пор привлекают любителей минералов. С 1973 года здесь работает Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана, созданный по инициативе местного жителя Ивана Зверева, который приходится внуком известному уральскому горщику Д. К. Звереву, послужившему писателю П. П. Бажову прототипом Данилы-мастера — главного героя «Уральских сказов».
Земля смотрит на человека разноцветными глазами самоцветов, говорящими о тайниках скрытой в ней жизни. Это последняя улыбка цепенеющей в мёртвом холоде неживой природы. Это конец органической жизни, предшествующий её началу.