У Мичуринска громкий титул — наукоград. Но слова «генетика», «селекция», «биотехнологии», наверное, остались бы просто словами, если бы не И. В. Мичурин, который за 80 лет жизни вывел 45 сортов яблонь, 20 — груш, 13 — вишен, 15 — слив, 6 — черешен да ещё и крыжовник…
Только было это 80 лет назад, а сейчас, пытаясь отыскать на застроенных особнячками улицах хоть какие-то признаки передовой науки, останавливаешься полюбоваться величием Богоявленского собора и внезапно улавливаешь информацию с вывески на заборе — Музей-усадьба А. М. Герасимова… Народный художник СССР…
Калитка в заборе маняще приоткрыта. За ней попадаешь в мир, где странным образом переплелись истории: города Козлова, а ныне Мичуринска, который когда-то был больше Тамбова; мальчика, получившего тройку по рисованию, но ставшего первым президентом Академии Художеств СССР; единственной не разорённой в советские времена купеческой усадьбы, уцелевшей благодаря комдиву Ворошилову.
Двухэтажный дом полон старинных вещей: родители любили зеркала… покрывало из приданного сестры… этот рояль художник купил дочери… эта раковина привезена из Индии, где он писал портрет Джавахарлала Неру. И грустный автопортрет на стене — умираю как Рембрандт, в забытьи... Как мог оказаться в забытьи Александр Михайлович Герасимов — автор пяти портретов «Ленин на трибуне», картины «Гимн Октябрю» размером 7×5 м, тот, чьи портреты Сталина считались каноническими?
Герасимов умер в 1963 году, пережив всех своих моделей, обличённых властью. И почти всех не обличённых. Его картина «Первая Конная Армия» получила в 1937 году Гран-при на Парижской выставке. А потом он спрятал её под ковром, ведь из 44 изображённых там командиров большая часть была репрессирована. Это полотно он извлечёт на свет уже после смерти Сталина, оно будет выставлено на его последней персональной выставке.
Александр Герасимов стал одним из основоположников соцреализма в СССР. Но Веласкес Сталина был учеником Серова и Коровина. И самое невероятное в музее то, что рядом с выставочным залом из стекла и бетона, построенным к 100-летию со дня рождения мэтра, восстановлена маленькая деревянная беседка — та самая мокрая терраса с картины «После дождя». В 1935 году художник писал здесь семью за столом. Вдруг начался ливень, все убежали, а он вернулся, когда дождь закончился. Вид мокрой террасы: прозрачность воздуха, растрёпанные розы, залитые водой полы — захватил его, и он стал писать. Полы сохли. Их поливали. Ведь он был реалистом.
После террасы уже не удивляешься мастерской, которую Герасимов организовал в тёмном амбаре. Два забранных решётками окошка — слишком мало для мастерской, и художник прорубает огромное окно в торцевой стене. Теперь здесь можно работать.
В выставочном зале музея собрано самое большое количество подлинных работ художника — 141 полотно. Сразу прозреваешь: парадные портреты, Сталин, Ворошилов, всё это — далёкая Москва. А рожь, которой «без васильков не бывает», портрет Нины Гиляровской в саду, натюрморты, пейзажи, женская баня… родом отсюда, из города Козлова. Начинаешь понимать абсурдность обвинений Герасимова в двуличии. Веласкес Сталина не был двуличным. Он был талантливым, удачливым и да, прославился при жизни, работая на заказ. Но есть ли хоть один художник, который не мечтает быть востребованным и писать на заказ?