
Среднестатистический турист знает об архитектуре то, что рассказали в школе: готика, барокко, классицизм... Если завитки — барокко, если похоже на Древнюю Грецию — классицизм. В школе не объясняют, что любой стиль развивается во времени. Что ранний классицизм, который называют палладианством, пришёл в Россию как альтернатива Елизаветинскому барокко.
В России, как и в Италии, без палладианства невозможно, ведь при Екатерине II оно стало не просто архитектурным стилем, а философией. Города перестраивались по генеральным планам, дворяне возводили для себя новомодные усадьбы. В Россию приехали Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Проявились свои таланты: Иван Старов, Николай Львов, Матвей Казаков, Андрей Воронихин… И каждый русский архитектор должен был непременно отправиться в Италию, чтобы постичь закономерности архитектуры, соединившей Античность и Высокое Возрождение, познакомиться с творениями Андреа Палладио, который до сих пор является центральной фигурой мирового классицизма.

4 мая 1753 — 22 декабря 1803
Говоря о палладианстве в Санкт-Петербурге и Царском Селе, мы забываем сказать о том, что из всех современных Екатерине мастеров классицизма ближе всех подошёл к идеалам Палладио новоторжский дворянин Николай Александрович Львов. Он считается лидером в строительстве русских загородных резиденций. По его проектам, полностью или частично, было возведено более 40 усадеб.
Торжок стал городом Львова точно так же, как Виченца была городом Палладио. Составленный им в 1785 году проект нового собора Новоторжского Борисоглебского монастыря представлял собой талантливую вариацию на тему самого знаменитого творения Андреа Палладио — виллы Ротонда. Именно вариацию, так как часто проекты Львова шли в разрез с творчеством Палладио.
Это противоречие, как ни странно, являлось следствием главного принципа палладианской архитектуры: «В каждой постройке должны быть соблюдены три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота». И Львов утверждал, что так как Россия — это не Италия, и здание следует строить в соответствии с климатическими условиями. Только тогда можно добиться долговечности, красоты и функциональности. Отходить от канонов можно и нужно.
Самым эффектным из новоторжских творений Львова является усадебный комплекс Знаменское-Раёк. Его основу составила палладианская схема: компактный двухэтажный дом увенчан бельведером, от него полукругом расходятся галереи. Но Львов пошёл дальше великого предшественника. Он замкнул галереи в кольцо, соединив их триумфальной аркой парадного входа. За стройной чередой белоснежных колонн угадывался парк, полный затей, с каскадом прудов, островами, мостиками, павильонами, валунным мостом через реку Логовежь.
Свою собственную усадьбу Черенчицы Николай Львов тоже перестроил по новым принципам. При въезде на холме — классическая ротонда Воскресенской церкви. Вид и планировка дома восходят к проекту виллы Рагона, опубликованному в знаменитом трактате Палладио «Четыре книги об архитектуре». И даже хозяйственные постройки здесь имели классические формы: погреб-пирамида, античный сарай, валунные кузни. Может быть, тогда и появилась у Н. А. Львова мысль о необходимости нового перевода «Четырёх книг об архитектуре». Ведь два имевшихся в России, с точки зрения архитектора, были неполны и требовали серьёзных доработок. В 1798 году он воплотит свой замысел в жизнь.