Музей Ф. Г. Солнцева

Музей Ф. Г. Солнцева

  • (48547) 2-48-92 — заведующий музейного отдела ИБВВ РАН
  • 152742, Ярославская область, р-н Некоузский, пос. Борок, 116

Федор Григорьевич Солнцев (1801–1892) — уроженец мологской земли — художник-археолог, реставратор, иконописец. В 2004 году в Борке открылся единственный в России музей, посвященный знаменитому земляку, знатоку древнерусского искусства, академику живописи Федору Григорьевичу Солнцеву.

Федор Григорьевич Солнцев

Федор Солнцев родился в 1801 году в небольшой деревеньке близ местечка Борок в семье крепостных графа Мусина-Пушкина. Талант и огромная работоспособность помогли ему стать ведущим художником-археологом страны. Большая часть его долгой творческой жизни прошла в бесконечных разъездах по России, по старым русским городам, монастырям, церквям, где он без устали зарисовывал, фиксировал, обмерял древние памятники зодчества, живописи, церковной утвари, старинные книги, предметы быта, составлявшие историческое и художественное наследие Руси.

Выходец из крестьянской семьи, Федор Солнцев в 14 лет покинул мологскую землю, отправившись в Петербург учиться. Он поступил в Императорскую Академию художеств. А успешно окончив обучение в 1824 году, остался при Академии для занятий художественной археологией. В 1836 году художник получил звание академика исторической живописи.

Москва на долгие годы привлекла живописца. По проектам Ф. Г. Солнцева реставрировались Теремной дворец и Святые сени, храмы Рождества Богородицы, Воскресения Лазаря, Спаса на Бору. В Теремном дворце практически полностью было восстановлено внутреннее убранство. Работая в Оружейной палате, художник запечатлел не только сокровища московских государей, но и кремлёвские соборы и их реликвии.

С 1838 года в Кремле по проекту архитектора К. А. Тона началось строительство новой императорской резиденции — Большого Кремлевского дворца. Николай I, высоко ценивший труды Федора Солнцева, поручил ему часть работ по внутренней отделке.

Музей Ф. Г. Солнцева

Деятельность художника была связана и с реставрацией памятников древнерусской живописи в храмах Киева и Владимира. По заказам Синода он выполнял проекты иконостасов, эскизы церковной утвари, писал образы святых. На своей малой родине Федор Григорьевич тоже оставил художественный след — это роспись стен и сводов церкви Святой Троицы села Верхне-Никульского близ Борка. С 1843 по 1869 гг. Фёдор Григорьевич преподавал иконописание в Петербургской духовной семинарии.

Богатейший материал, с которым столкнулся Солнцев за время своей творческой деятельности, вылился во множество тщательно, со скрупулезной точностью исполненных акварелей и рисунков. Рисунки всегда сначала направлялись А. Н. Оленину, а тот, в свою очередь, знакомил с ними императора Николая I.

Ф. Г. Солнцев, рисунки
Ф. Г. Солнцева, рисунки

Свыше пятисот лучших акварелей и рисунков были переведены в литографии и впервые составили уникальный иллюстрированный свод памятников отечественной старины «Древности Российского государства». А всего за свою долгую творческую жизнь Федор Григорьевич Солнцев создал более пяти тысяч акварелей и рисунков.

Ф. Г. Солнцев, рисунки
Ф. Г. Солнцева, рисунки

Среди наследия Фёдора Григорьевича есть немало произведений, которые являются подчас единственным напоминанием о прошлом. Это изображения несохранившихся предметов из Патриаршей ризницы Московского Кремля, а также не уцелевших до нашего времени церковных реликвий храмов и монастырей.

За заслуги перед российской историей он был избран в действительные члены Русского Археологического общества. В 1876 году по случаю 50-летия научной и художественной деятельности Фёдор Солнцев получил звание профессора исторической живописи, в его честь была выбита медаль.

Глубоко преданный своему делу, художник фактически всю свою жизнь посвятил работе по разысканию, исследованию и сохранению памятников культуры прошлого.

Художник умер в марте 1892 года в возрасте почти 92 лет, погребён в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище.

Музей Ф. Г. Солнцева
Музей Ф. Г. Солнцева

Музей в Борке, посвященный жизни и творчеству Ф. Г. Солнцева, расположен в самом центре поселка. В экспозиции представлены литографии середины XIX в. с акварельных работ по художественной археологии, репринт рукописной книги Молитвослова княгини Волконской, фотокопии документов и писем из архива художника. Зал украшает точный деревянный макет церкви Святой Троицы. Предметы крестьянского быта рассказывают о тех временах, когда маленький Федя проводил свое детство в деревне, рядом с матерью. А уголок дворянской гостиной — о жизни художника в Петербурге. Музейные работники убеждены, что экспозиция будет расширяться. Сотрудники музея очень благодарны людям, которые помогают молодому музею встать на ноги и которым не безразлична память о выдающихся людях нашего отечества.

Адрес: 152742, Ярославская область, р-н Некоузский, пос. Борок, 116
Телефон: (48547) 2-48-92 — заведующий музейного отдела ИБВВ РАН
Мобильный: +7 910 823-23-70

Материалы по теме