
Аргуны и «обереги» избы
«Орнамент — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, вкладывая в него всю жизнь, всё сердце и весь разум, как наша древняя Русь, где почти каждая вещь <…> говорит нам знаками…». Так писал Сергей Есенин в начале ХХ века о русском орнаменте, используемом в вышивке и резьбе по дереву.
Но если спросить у современной молодёжи, да ещё и городской, о том, что такое наличники, ответит далеко не каждый. Сегодня даже в деревнях редко какие окна домов обрамлены красивыми деревянными узорами. А ведь так работать с деревом умели только в России, ни в одной стране мира больше нет такого количества лесного богатства. Подтверждают это иностранные гости музея «Дом аргуна», что находится в городе Киржаче Владимирской области. Туристы приезжают из разных уголков мира: из Аргентины, Чили, Китая, США, Великобритании и других мест. Все, как один, восхищены, красотой, которую создавали и создают (правда, уже не так повсеместно) русские мастера резьбы по дереву.
Мастера домовой резьбы
В. И. Даль в своём знаменитом словаре назвал «Аргунами» искусных владимирских плотников Покровского уезда, в который входили земли современного Киржачского района. Эти «древоделы» были отличными краснодеревщиками, паркетчиками, плотниками, могли поставить избу с нуля до конька, а ещё — мастерами домовой резьбы («аргуновской резьбы»). Зимой, когда забот в хозяйстве было немного, они собирались в артели и уходили в поисках заработка, то есть были «плотниками-отходниками».
Музей, посвящённый этим умельцам, появился в Киржаче в 2018 году и расположился в избе настоящего плотника-аргуна Павла Калачкина. Потомки Павла подарили сруб избы, а киржачане превратили избу в музей «Дом аргуна».
Павел Калачкин построил свой дом как пример, как бы заявляя: «Посмотри, как я могу — закажи у меня!». Это был целый комплекс: дом для себя и для сына — под одной крышей, соединённые тёплыми сенями — и хлев, тоже с переходом, чтобы хозяйке не выходить в мороз на улицу.
Постепенно музей начал наполняться экспонатами и не только наличниками, но и другими артефактами, имеющими отношение к дереву: плотницкие инструменты, верстаки, станки, деревянные сани, телеги, предметы домашней утвари. Каждый экспонат помогает максимально рассказать посетителям об уникальной школе древоделов.
Но одно дело рассказывать и показывать, а другое — сделать самим. «Через руки» всё запоминается лучше, и для «закрепления» материала в музее проводят мастер-классы. Каждый гость может уйти домой с собственным изделием из тёплого дерева: будь то ложка, гребешок, мининаличник и т. д.
По законам мироздания
До возникновения христианства наши предки долго были язычниками, поклонялись силам природы, верили в духов. Эти поверья и нашли место в украшении наличников, несмотря на то, что обрамлять деревянными узорами окна начали только при Петре I. В допетровские времена окна в избах были очень маленькие и закрывались либо слюдой, либо бычьим пузырём. Первые стекольные заводы появились как раз при Петре I.
Деревянная резьба берёт своё начало от корабельной резьбы, которая называется ещё «глухой», «барельефной».
Хорошо, если хозяин дома сам умел делать наличники, а не приходилось нанимать мастера со стороны. Ведь в старину считалось, что плотники и резчики по дереву, как и печники, могли навлечь на дом порчу. Не заплатил хозяин сколько положено — матицу в избе положили криво или так сруб сложили, что дом «свистел» в сильные ветра. С наличниками было не менее «опасно». Ведь они «закрывают» окна, оберегая дом от злых духов и нечисти.
В музее гостям рассказывают, что у каждого узора на наличниках есть своё место. Например, звезды никогда не располагались в средине или внизу наличника, так как они символизируют небо — они должны быть вверху. Солнце светит с небес на землю, поэтому его изображали в очелье и срединной части наличника. А срединная часть наличника — это земная жизнь, где располагаются символы Матери Сырой Земли. Нижняя подоконная доска — это мир предков, загробный мир.
Узнав о таких тонкостях наличника — обычного для русского человека украшения окон — гости музея очень удивляются и начинают вспоминать о наличниках своих предков. Кто-то даже решается подарить их музею, а кто-то приходит за консультацией. Так, одна из посетительниц спросила, что означают три фигуры на наличниках её дома? Оказалось, они символизируют Троицу: Бог Отец, Бог сын, Бог Дух святой. Но христианские фигуры на наличниках встречаются очень редко.
В «аргуновской резьбе» одной из главных отличительных особенностей является виноград: гроздья, листья, лоза. А ведь это образ Спасителя.
Надо заметить, что только христианские или только языческие символы не использовались в резьбе, чаще это была «смесь». И какой бы то ни был узор: цветы, завитушки, животные, фигуры людей — всё имело свой глубокий смысл и делалось не столько для красоты, сколько для защиты домочадцев. Перевешивать наличник с одного дома на другой было нельзя — терялась обережная защита.
Где увидеть «аргуновскую» резьбу сегодня?
В Киржаче работают два уникальных мастера-аргуна: Михаил Гашин и Александр Новиков. Они не только проводят мастер-классы, но реставрируют и мастерят наличники по законам мироздания. К слову, в старину аргуны не красили наличники, чтобы не скрывать красоту дерева.
На старых улицах древнего Киржача и сегодня можно увидеть сохранившиеся старые дома с уникальными наличниками. А в некоторых населенных пунктах Киржачского района сохранились избы, целиком украшенные деревянной домовой резьбой. Эту красоту нужно видеть, что называется, «живьём».
«Дом аргуна» является частью большого проекта «Киржач туристический», который осуществляют киржачане с 2012 года. Руководит проектом Почётный гражданин города Киржач, «Меценат года 2017» Евгений Сергеевич Фёдоров. Благодаря ему и его команде сохраняется всё, что связано с промыслами.
Информацию предоставила Татьяна Ивановна Самойлова, директор музейного комплекса «Музея меди и латуни. Дом аргуна»