Матрёшку мы часто воспринимаем как нечто обыденное, не стоящее внимания. Вроде бы привычная нашему глазу игрушка, сувенир, который разве что иностранцам интересен. Но несмотря на всеобщую известность, сейчас редко в каком доме можно встретить матрёшку. А ведь в детстве, наверное, каждый разбирал и собирал эту деревянную игрушку. Она была яркая и красочная, а внутри прятались несколько фигурок мал-мала меньше. Почему эта куколка стала так популярна? Что скрывается за обликом румяной девушки в цветастом платке? Какой была первая матрёшка и похожа ли она на современное её воплощение?
Оказывается, русским национальным сувениром матрёшка считается не так давно, всего-то чуть больше 100 лет. Чтобы понять, откуда взялась матрёшка, надо вернуться в 90-е годы XIX века. В московской мастерской «Детское воспитание» создавали и продавали различные детские игрушки. Были здесь и этнографические куклы в народных костюмах, в качестве образцов даже выписывали игрушки из других стран. Мастерская принадлежала Анатолию Ивановичу Мамонтову — брату известного мецената Саввы Мамонтова.
По легенде, Елизавете Григорьевне Мамонтовой, жене Саввы Ивановича, привезли с японского острова Хонсю деревянную фигурку весёлого старичка — буддийского мудреца Фукуруму. В куколке находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Забавная игрушка чем-то напоминала деревянные пасхальные яйца, которые так же вкладывались одно в другое и изготавливались русскими мастерами уже долгое время. Эта идея пришлась по вкусу, и в результате родилась первая русская матрёшка. Версия появления японского прообраза русской матрёшки спорная и до сих пор не доказана. А японцы вообще утверждают, что первым такую игрушку у них создал неизвестный русский монах.
Авторство эскиза и роспись первой матрёшки приписывают художнику Сергею Васильевичу Малютину. Выточил же первую матрёшку мастер Василий Петрович Звёздочкин. Вряд ли тогда можно было подумать, что новая деревянная куколка через некоторое время разлетится по всему миру и станет чуть ли не «главным» русским сувениром.
Перед мастерской «Детское воспитание». В. П. Звёздочкин стоит второй справа
Изделие было украшено росписью по выжиганию, отличалось тонким узором и деталями. Смотришь на первую матрёшку и видишь крестьянскую девушку в вышитом сарафане с передником, в цветастом платке и с чёрным петухом в руках. Игрушка была разъёмной и состояла из восьми фигур — девочек и мальчиков. Все фигурки отличались друг от друга, последняя изображала спеленатого младенца.
Фото предоставил Художественно-педагогический музей игрушки имени Н. Д. Бартрама, г. Сергиев Посад
Простое имя Матрёна, Матрёша было распространено в России того времени. Матрёна — мать большого семейства, можно сказать, символ материнства, плодородия. Вот и деревянную куклу прозвали Матрёшкой, впоследствии это имя стало нарицательным.
Новая игрушка полюбилась детям и взрослым, спрос на неё появился быстро, хотя стоила она довольно дорого. В конце 90-х годов XIX века матрёшку начали массово производить в Сергиевом Посаде. Здесь были мастерские, где работали потомственные мастера-игрушечники. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрёшка получила бронзовую медаль. В 1911 году местные мастера выполняли заказы из 14 стран. В Германии, Франции и Японии появились даже подделки под нашу матрёшку.
Первые матрёшки отличались по форме и росписи, в них отражалась разнообразная пёстрая жизнь того времени. Были матрёшки по мотивам сказок и литературным произведениям, бояре и боярыни, русские богатыри. Встречались девушки в сарафанах с корзинами и букетами, в зимних полушубках с шалью на голове, жених и невеста со свечами в руках, целые семьи с домочадцами. К столетию Отечественной войны 1812 года появилась матрёшки, изображающие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки военачальников их штабов. Жаль, что многие старинные матрёшки не сохранились — попали под списание. Не дошли до нас такие образы, как портные, городовые, дьяки, лешие, русалки, нищие, булочники…
Фото предоставил Музей матрёшки и традиционной игрушки, г. Семёнов
Постепенно всё многообразие росписи матрёшки свелось к одному типажу женского образа. Именно тогда выработался тип сергиево-посадской, или загорской матрёшки и определился стиль её росписи на многие годы. Кукла из Сергиева Посада приземиста, крутобока и довольно лаконична. Её расписывают гуашью в простой и изысканной манере. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрёшку — ту самую, с петухом в руках. В советское время загорская матрёшка стала приглаженной и стилизованной.
Фото предоставил Художественно-педагогический музей игрушки имени Н. Д. Бартрама, г. Сергиев Посад
Благодаря ярмаркам матрёшку заметили и в других российских городах. Начали её изготавливать там, где продолжали развиваться старинные народные ремёсла. Так появились ещё и семёновская, полхов-майданская, вятская матрёшки. Впоследствии деревянные куклы стали выпускать в Московской, Тверской областях, в Башкирии, Мордовии, Марий Эл. В разных регионах мастера расписывали их по-своему, вносили в рисунок особые детали, в автономных республиках часто использовался национальный орнамент.
Роспись семеновской матрёшки более декоративна и условна по сравнению с сергиево-посадской. Мастера используют анилиновые красители, оставляют больше незакрашенного дерева. Вначале тонкой кисточкой намечают контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют другие детали. На переднике-фартуке — обычно ассиметричный букет пышных цветов алого цвета.
В матрёшках из села Полховский Майдан и села Крутец Нижегородской области больше народного примитива. Перьевой рисунок, чёрный контур, полупрозрачные мазки росписи. Она ярче, чем семёновская, цвета используются в контрастных сочетаниях. Матрёшки непременно украшены веткой с цветком, так называемой «полх-майдановской розой», или цветком шиповника. Каждая мастерица рисует глаза по-своему, у одной матрёшки они огромные, у другой — удлинённые, словно у японки. Формы полхов-майданской матрёшка могут быть как круглыми, так и продолговатыми, вытянутыми. Жители посёлка Крутец первыми стали изображать в руках матрёшек спеленатых младенцев.
Вятская матрёшка — наиболее северная из всех. Её не только расписывали анилиновыми красителями, но ещё стали инкрустировать соломкой. Для украшения брали ржаную солому, которую клеили поверх краски. Чтобы соломка приобрела красивый песочный цвет, её предварительно отваривали в растворе соды. В конце изделие покрывали масляным лаком.
Тверская матрёшка — самая волшебная. Здесь куклу часто выполняют в виде одного из героев сказок: это может быть Снегурочка, Царевна Несмеяна, Василиса Прекрасная.
Фото предоставил Музей матрёшки и традиционной игрушки, г. Семёнов
Матрёшка всегда пользуется спросом и прошла целый путь — от наивной детской игрушки до популярного сувенира. Вместе с классическими матрёшками стали создавать оригинальные авторские изделия. Это матрёшки с лицами известных политиков и музыкантов, сказочных персонажей. Здесь дизайн кукол зависит только от фантазии и видения художника. В 2010 году на Всемирной выставке в Париже Россию представляла экспозиция гигантских матрёшек художника Бориса Краснова. Огромные — высотой по 30 метров каждая — они были расписаны под Гжель, Хохлому, городецкую роспись, сюжеты русских сказок.
Вот такая она, матрёшка, хорошо знакомая игрушка с богатой историей: выразительна и мила, скрывает сюрпризы и может рассказать целую сказку. Какая бы матрёшка не оказалась у вас в руках, традиционная или эксклюзивная, всегда интересно узнать, что за секрет она хранит внутри.
В России есть целые музеи, посвящённые матрёшкам. Загляните туда, полюбуйтесь фигурками в нарядных костюмах, узнайте их историю, поучаствуйте в интересных программах. А ещё можно купить деревянную куколку, вспомнить детство и разукрасить её своими руками.
Фото предоставил Музей матрёшки и традиционной игрушки, г. Семёнов