На вологодской земле издавна живут трудолюбивые и умелые люди. О самых известных народных художественных промыслах — кружевоплетении, росписи по дереву, чернении по серебру — рассказывает Туристско-информационный центр Вологодской области.
Вологодское кружево
Вологодское кружево известно во всем мире. Вологда была и остаётся одним из признанных центров кружевного дела, бережно хранящим вековые традиции ручного кружевоплетения. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Излюбленный материал вологодских кружевниц — лён, который часто называют «северным шёлком». Кружево изо льна долговечно и красиво.
Познакомиться с многообразием вологодского ремесла можно в крупнейшем в России музее, посвящённом старинному промыслу, — Музее кружева, расположенном в двухэтажном каменном особняке начала XIX века.
Северная чернь
Северная чернь представляет собой сплав серебра и других компонентов, создаваемых в температурном и временном режиме. Соотношение количества каждого компонента было тайной старых мастеров, владеющих ремеслом.
Изделия северной черни всегда отличались красивой ювелирной формой, развитой черневой сюжетной гравюрой и высоким качеством соединения черневого сплава с серебряной основой. Промысел предусматривал изготовление предмета от начала и до конца одним мастером, поэтому процесс был трудоёмким, а цены чрезвычайно высокими. В настоящее время Великий Устюг остаётся единственным центром древнерусского искусства чернения по серебру. В демонстрационном зале на территории ЗАО «Северная чернь» посетители могут познакомиться с историей знаменитого промысла, увидеть серебряные произведения современного ювелирного искусства и уникальные исторические изделия, а также узнать об особенностях технологического процесса ручной гравировки серебряных изделий.
Вологодские росписи
На Русском Севере росписи известны с XVII века. Сегодня на Вологодчине насчитывается около 20 видов росписей, но наиболее известны, пожалуй, две.
Шекснинская золочёнка
Яркая, сказочная, «огненная» роспись Вологодского края. Местные жители называли ее «золочёнкой» за золото узора, выполненного на ярко-красном фоне. По цветовой гамме и манере письма «шекснинская золочёнка» напоминает хохломскую роспись. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с орлиным независимым взглядом, с хвостом, иногда переходящим в растительный орнамент, — основные мотивы шекснинской росписи.
Кичменгско-Городецкая роспись
Сочная декоративная живопись, которой украшали внутреннюю отделку домов. Выполняется в свободно-кистевой манере, то есть маховым письмом, что позволяет быстро расписывать большие поверхности. Основные цвета росписи — красный или бордовый, белый и зелёный. Любимым изображением мастеров был лев. В живописных композициях он всегда занимает ведущее место. Лев воспринимался в качестве стража, оберегающего хозяйское добро. Народ ценил силу, мужество и благородство в облике зверя. В Кичменгско-Городецкой росписи были распространены букеты, состоящие из роз, тюльпанов, лепестков цветов и гроздей винограда.
Информацию предоставил Туристско-информационный центр Вологодской области