Народные промыслы Городца
Народные промыслы

Народные промыслы Городца

Город мастеров, Городец, Нижегородская область

Город Городец славен своими мастерами и настоящими шедеврами, ими созданными.

Основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким Городец стоит посреди густых заволжских лесов. Столетиями лес кормил, поил, одевал и обувал всех, кто жил здесь на берегах Волги. Из корабельного леса строили суда и дома, украшая их затейливой резьбой. Из дерева же делали всю мебель и посуду, ткацкие станы и «средства передвижения» —сани, розвальни, коляски, телеги.

Городец, Нижегородская область

Один из самых известных промыслов Городца — «глухая» резьба, ею украшены многие старые дома. Мастера прошлых веков, известные, но в большинстве безымянные, оставили в наследство огромное богатство — прекрасные образцы такой резьбы.

Городецкая резьба, Нижегородская область

А первоначально глухой, или долбленой резьбой украшали расшивы, бегущие по Волге, поэтому она ещё получила название корабельной.

Городецкая резьба, Нижегородская область
Городецкая резьба, Нижегородская область

В основу городецкой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображений сказочных существ — берегинь, фараонок.

Городецкая резьба, Нижегородская область
Городецкая резьба, Нижегородская область

История сохранила имена талантливых мастеров: А. С. Нестеров, Ф. Д. Стрючков, В. Ф. Копалкин.

Резьба Василия Фёдоровича Копалкина узнаваема — он привнёс в промысел новое содержание. До него персонажами домовой резьбы были птицы и русалки, реже — львы. Здесь же впервые встречаются трехглавый Змей Горыныч, Елена Премудрая на Сером Волке, три девицы под окном... От работ Василия Фёдоровича веет добром и радостью.

В настоящее время резьбой украшают шкатулки, небольшие панно, оклады икон, мелкую скульптуру...

Городецкая резьба, Нижегородская область

Городецкая резьба, Нижегородская область
Городецкая резьба, Нижегородская область

Так как Городец был центром резьбы по дереву, здесь изготавливались и пряничные доски, которые поставляли в разные города для производства печатных пряников. Сейчас городецкие пряничные доски — настоящее украшение экспозиций многих отечественных музеев, в том числе и крупных.

Городецкая резьба, пряничные доски, Нижегородская область
Городецкая резьба, пряничные доски, Нижегородская область

Раз городецкие мастера стали резать пряничные доски, городецкие пекари стали печь пряники.

Городецкий пряник — самый «вкусный» из промыслов. Ещё в 1636 году он поразил своим вкусом саксонского историка Адама Олеария, вкусившего сладость в Нижнем Новгороде. Известны фамилии пряничных дел мастеров: семьи Бахаревы, Лемеховы, Беляевы. Пряники были разных размеров, от маленьких до огромных, даже до пуда весом.

Городецкая резьба, пряничные доски, Нижегородская область
Городецкая резьба, пряничные доски, Нижегородская область

В Городце всегда жили люди творческие, их душа просила прекрасного. Поэтому старались украсить жизнь и, соответственно, предметы быта, в том числе прялки. А точнее, донце прялки — то есть ту дощечку, в которую вставляется гребень.

И вот примерно в середине XVIII века на Городецкой земле родился и быстро распространился донечный промысел.

Донце стало настоящим произведением народного искусства! Контурная резьба служила дополнительным элементом украшения донец, ей же украшались ткацкие станы. В краеведческом музее сохранились уникальные резные и расписные донца.

Городецкая резьба, донце, Нижегородская область
Городецкая резьба, донце, Нижегородская область

Прялка часто была подарком жениха невесте и нередко — на всю жизнь. Поэтому и делали их особенно красивыми. Например, инкрустировали: мастер вырезал фигуры из дерева другой породы и вставлял их в филигранно подогнанные углубления на донце.

Городецкая резьба, пряничные доски, Нижегородская область
Городецкая резьба, пряничные доски, Нижегородская область

В народном искусстве такая техника — большая редкость из-за своей трудоёмкости. Особенно эффектно смотрится инкрустация светлого дерева тёмным морёным дубом. Известным мастером был Лазарь Васильевич Мельников, работавший в 50–60 годах XIX века. Непременным элементом сюжета у него было древо жизни, олицетворявшее природу.

Со временем техника инкрустации донец упрощалась, а с 1870-х годов преобладает уже живописная манера украшения. На передний план выступает другая грань таланта городецких мастеров — роспись.

Городецкая роспись яркая, узнаваемая, жизнерадостная. Известна она с давних пор: в Троицкой летописи есть упоминание о том, что старец Прохор из Городца вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым расписал Благовещенский собор в Московском Кремле.

Городецкая роспись, пряничные доски, Нижегородская область
Городецкая роспись, пряничные доски, Нижегородская область

В советское время традиции мастеров городецкой росписи продолжила артель, образованная в 1938 году. С 1960 года выросшее производство стало фабрикой «Городецкая роспись». В 1985 году коллективу мастеров фабрики под руководством главного художника А. Е. Коновалова была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина — так были отмечены их заслуги по сохранению и развитию традиций народного художественного промысла.

Городецкая роспись узнаваема: пышная, яркая, праздничная. Часто сюжетами становятся жанровые сценки. Усатые кавалеры и барышни в нарядных костюмах, цветочные гирлянды, дивные птицы и вороные горячие кони, воинствующие петухи — вот отличительные черты городецкой росписи.

Цвета росписи — самые жизнерадостные и яркие, контрастные: солнечный жёлтый, изумрудно-зелёный, ярко-красный, синий-синий, контрастный чёрный. Роспись выполняется свободным мазком, с белой и чёрной обводкой.

«Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи...», писал Василий Сергеевич Воронов, полевой исследователь, собиратель коллекций, устроитель выставок, пропагандист народного искусства.

Городецкая резьба, пряничные доски, Нижегородская область
Городецкая резьба, пряничные доски, Нижегородская область

Сегодня Городец — это музей под открытым небом, где каждый дом, как и много десятков лет назад, красуется пышным убранством фасадов с лобовыми широкими резными досками, причелинами, полотенцами и наличниками.

Приезжайте любоваться красотой городецкой резьбы, осевшей на домах маленьких, узких улиц в исторической части города. И убедитесь в справедливости строк местного поэта Олега Широких:

А у нас в Городце — его высочество,
При избе ль, при крыльце — Чудо зодчество.

На основе информации, предоставленной Туристско-информационным центром «Город мастеров» 
Нижегородская область, г. Городец
Фото редакции, Лены Марининой, ТИЦ «Город мастеров»

Материалы по теме

Вологодское кружево

Вологодские мастерицы удивили весь мир белоснежным, лёгким, как пух, русским кружевом

Холуйская миниатюра

Холуйская лаковая живопись имеет своё лицо, особую выразительность рисунка, сказочные и былинные сюж...

Чепецкие горшочки из Иднакара

Удмуртская средневековая керамическая посуда узнаваема и невероятно притягательна.

Шадринская береста: «про свободу и творчество»

«Изюминка бересты — в её фактуре: на берёзе есть сучки, наросты, и все они отпечатываются на её верх...

Чудесной гжели нежные букеты

Восхитительный бело-синий расписной фарфор — гжель давно стала известным русским сувениром.

Возрождённая глиняная игрушка Калуги

В Калуге стараниями настоящих Мастеров и энтузиастов своего дела возрождён традиционный промысел гли...

Народное искусство Удмуртии

Архитектура и быт, традиции и обычаи народов, проживающих на территории Удмуртии, декоративно-прикла...

Нытва: Была бы ложка!

Ложка — неотъемлемая часть нашего быта — стала основным экспонатом музея в Нытве.

Тульские мастера

Тула — город мастеров! Не зря Тулу зовут Самоварной столицей, столицей Пряничной, столицей Оружейной...