
Город Городец славен своими мастерами и настоящими шедеврами, ими созданными.
Основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким Городец стоит посреди густых заволжских лесов. Столетиями лес кормил, поил, одевал и обувал всех, кто жил здесь на берегах Волги. Из корабельного леса строили суда и дома, украшая их затейливой резьбой. Из дерева же делали всю мебель и посуду, ткацкие станы и «средства передвижения» —сани, розвальни, коляски, телеги.
Один из самых известных промыслов Городца — «глухая» резьба, ею украшены многие старые дома. Мастера прошлых веков, известные, но в большинстве безымянные, оставили в наследство огромное богатство — прекрасные образцы такой резьбы.
А первоначально глухой, или долбленой резьбой украшали расшивы, бегущие по Волге, поэтому она ещё получила название корабельной.


В основу городецкой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображений сказочных существ — берегинь, фараонок.


История сохранила имена талантливых мастеров: А. С. Нестеров, Ф. Д. Стрючков, В. Ф. Копалкин.
Резьба Василия Фёдоровича Копалкина узнаваема — он привнёс в промысел новое содержание. До него персонажами домовой резьбы были птицы и русалки, реже — львы. Здесь же впервые встречаются трехглавый Змей Горыныч, Елена Премудрая на Сером Волке, три девицы под окном... От работ Василия Фёдоровича веет добром и радостью.
В настоящее время резьбой украшают шкатулки, небольшие панно, оклады икон, мелкую скульптуру...


Так как Городец был центром резьбы по дереву, здесь изготавливались и пряничные доски, которые поставляли в разные города для производства печатных пряников. Сейчас городецкие пряничные доски — настоящее украшение экспозиций многих отечественных музеев, в том числе и крупных.


Раз городецкие мастера стали резать пряничные доски, городецкие пекари стали печь пряники.
Городецкий пряник — самый «вкусный» из промыслов. Ещё в 1636 году он поразил своим вкусом саксонского историка Адама Олеария, вкусившего сладость в Нижнем Новгороде. Известны фамилии пряничных дел мастеров: семьи Бахаревы, Лемеховы, Беляевы. Пряники были разных размеров, от маленьких до огромных, даже до пуда весом.


В Городце всегда жили люди творческие, их душа просила прекрасного. Поэтому старались украсить жизнь и, соответственно, предметы быта, в том числе прялки. А точнее, донце прялки — то есть ту дощечку, в которую вставляется гребень.
И вот примерно в середине XVIII века на Городецкой земле родился и быстро распространился донечный промысел.
Донце стало настоящим произведением народного искусства! Контурная резьба служила дополнительным элементом украшения донец, ей же украшались ткацкие станы. В краеведческом музее сохранились уникальные резные и расписные донца.


Прялка часто была подарком жениха невесте и нередко — на всю жизнь. Поэтому и делали их особенно красивыми. Например, инкрустировали: мастер вырезал фигуры из дерева другой породы и вставлял их в филигранно подогнанные углубления на донце.


В народном искусстве такая техника — большая редкость из-за своей трудоёмкости. Особенно эффектно смотрится инкрустация светлого дерева тёмным морёным дубом. Известным мастером был Лазарь Васильевич Мельников, работавший в 50–60 годах XIX века. Непременным элементом сюжета у него было древо жизни, олицетворявшее природу.
Со временем техника инкрустации донец упрощалась, а с 1870-х годов преобладает уже живописная манера украшения. На передний план выступает другая грань таланта городецких мастеров — роспись.
Городецкая роспись яркая, узнаваемая, жизнерадостная. Известна она с давних пор: в Троицкой летописи есть упоминание о том, что старец Прохор из Городца вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым расписал Благовещенский собор в Московском Кремле.


В советское время традиции мастеров городецкой росписи продолжила артель, образованная в 1938 году. С 1960 года выросшее производство стало фабрикой «Городецкая роспись». В 1985 году коллективу мастеров фабрики под руководством главного художника А. Е. Коновалова была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина — так были отмечены их заслуги по сохранению и развитию традиций народного художественного промысла.
Городецкая роспись узнаваема: пышная, яркая, праздничная. Часто сюжетами становятся жанровые сценки. Усатые кавалеры и барышни в нарядных костюмах, цветочные гирлянды, дивные птицы и вороные горячие кони, воинствующие петухи — вот отличительные черты городецкой росписи.
Цвета росписи — самые жизнерадостные и яркие, контрастные: солнечный жёлтый, изумрудно-зелёный, ярко-красный, синий-синий, контрастный чёрный. Роспись выполняется свободным мазком, с белой и чёрной обводкой.
«Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи...», писал Василий Сергеевич Воронов, полевой исследователь, собиратель коллекций, устроитель выставок, пропагандист народного искусства.


Сегодня Городец — это музей под открытым небом, где каждый дом, как и много десятков лет назад, красуется пышным убранством фасадов с лобовыми широкими резными досками, причелинами, полотенцами и наличниками.
Приезжайте любоваться красотой городецкой резьбы, осевшей на домах маленьких, узких улиц в исторической части города. И убедитесь в справедливости строк местного поэта Олега Широких:
А у нас в Городце — его высочество,
При избе ль, при крыльце — Чудо зодчество.
На основе информации, предоставленной Туристско-информационным центром «Город мастеров»
Нижегородская область, г. Городец
Фото редакции, Лены Марининой, ТИЦ «Город мастеров»