
Эмаль — это особый сплав стекла, окрашенного в разные цвета окислами металлов. Придумана технология была во Франции в 1632 году ювелиром Жан Туттеном.
На Руси художественную эмаль называют финифтью. Единого мнения относительно истоков слова «финифть» не существует. Одни учёные считают, что оно происходит от греческого «фингитис», что означает «светлый, блестящий камень», другие же полагают, что от слова «химипет» — греческого глагола «лить, плавить».
Технология изготовления финифти
Из тонкого медного листа вырубается необходимая форма, которая выковывается определённым образом. Затем с двух сторон форма покрывается размолотой прозрачной и белой эмалью. Подготовленная пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800 °С, и получается как бы «грунт», «холст» для письма художника. Затем поверхность пластины в несколько этапов расписывается цветными эмалями. Каждый этап прописки имеет свое профессиональное название.


Первая прописка — «малёвка», здесь вносятся основные цвета и элементы рисунка. Второй этап — «прочерк» — мастер прочёркивает все мелкие элементы, и рисунок насыщается цветом. Третья, последняя — «подтенок» — художник добавляет последние штрихи, фон и тени ко всем элементам рисунка.


После каждого этапа росписи следует обжиг, поэтому финифть еще называют «Огненным письмом». Благодаря многократной прописке финифть обретает свои характерные качества: особую прозрачность, лучезарность и звучность красок, как бы светящихся изнутри.
История ростовской финифти
Центром эмальерного искусства в России стал Ростов Великий. Первые упоминания о финифтяной мастерской при архиерейском дворе датируются второй половиной XVIII века. Заказчиком первых работ считают митрополита Арсения Мацеевича, который и пригласил мастеров из Москвы и Санкт-Петербурга для обучения местных умельцев финифтяной миниатюре.
С 1770-х годов в Ростове появились цеха, объединившие ремесленников по их специальностям. В числе прочих был организован цех иконописцев, куда входили мастера финифти. По разным источникам известны живописцы по финифти, жившие и работавшие в Ростове во второй половине XVIII — первой трети XIX веков. Это Буров, А. Всесвятский, Гвоздарев, Г. Елшин, П. Иванов, А. Мощанский, С. Петров, С. Троицкий, Чайников.
Наиболее ранние из известных миниатюр близки произведениям народного творчества и напоминают раскрашенные линейные рисунки — сказывается влияние литографии и книжной гравюры. Произведения конца ХVIII века следуют образцам западноевропейского барочного искусства: повышенная экспрессивность движений и жестов, яркая живопись.
С начала ХIХ века мастера финифти в своём творчестве опираются уже на академическую живопись. Изделия становятся крупнее по размерам, более организованными по композиции, с мягкими полутонами. Появляется новый жанр — светский портрет.
На протяжении XIX века финифтяное производство в Ростове неуклонно расширяется, приобретая все более массовый характер. Растёт число мастеров, появляется узкая специализация, связанная с отдельными этапами изготовления финифтяных изделий. Ведущие художники промысла, стремясь к вершинам мастерства, следуют принципам классицизма и овладевают характерными для этого стиля живописными приёмами, относясь к своему делу не как к ремеслу, а как к искусству. Утверждаясь в качестве профессионалов, Н. Сальников, и Р. Виноградов представили свои работы в Академию Художеств на звание внеклассного художника. К числу мастеров высокого класса принадлежали также представители династии Завьяловых, Рыкуниных, Шапошниковых, живописцы П. Буров, М. Додонов, Н. Ключарев, А. Метёлкин, А. Тарасов, А. Усачёв.
К концу XIX века в России возник огромный спрос на мелкие финифтяные образки, которых производилось более 2 миллионов в год. Их письмо стало упрощённым. Это время можно считать упадком искусства эмали.
XX век — новый этап развития искусства по эмали
В 1918 году мастера объединились в артель «Ростовская финифть». Советский период жизни России сформировал новую идеологию, иные формы выражения в искусстве. Церковное назначение финифти и связанная с ней тематика росписи ушли в прошлое, но стали изготавливаться шкатулки, пудреницы, коробочки, украшения с цветочной росписью и сюжетными композициями.


В 20-30-х годах ведущими художниками ростовской финифти были А. Назаров, Н. Дубков, Н. Карасёв, Н. Хрыков, М. Кулыбин. Важную роль в становлении советского стиля в финифти сыграл автор эскизов к агитационному фарфору известный художник Сергей Васильевич Чехонин, по рисункам которого выполнялись изделия того периода. Рядом с изящными цветочными композициями, украшавшими броши, значки, шкатулки, пудреницы, рамки для фотографий и другие предметы, в орнаменте ростовской финифти появляются серп и молот, пятиконечная звезда, картуши, ленты, колосья и лозунги первых послеоктябрьских лет. Изделия ростовских мастеров стали завоёвывать широкую известность, они экспонируются на международных выставках и получают награды: в 1937 и 1939 годах в Париже и Нью-Йорке, в 1958 году в Брюсселе.


В 50-х годах финифтяные миниатюры стали изготавливаться в сочетании со сканью — «кружевом» из проволоки. Появляются изделия самого широкого назначения: кольца, серьги, браслеты, кулоны, подвески с декоративной цветочной росписью. Вместе с тем художники разрабатывали такие темы, как пейзаж, в том числе архитектурный, портрет, сказочные мотивы, бытовые сцены, сюжетные композиции. В эти годы плодотворно работали художники: И. Солдатов, А. Кокин, В. Катков, В. Пителин, ювелиры: В. Солдатова, Л. Матакова, В. Шаров и другие.
В течении 1960-х годов заметно расширился ассортимент выпускаемой продукции. Наладилось массовое производство различных ювелирных изделий с живописной эмалью. Коллектив фабрики пополнился талантливой молодёжью — выпускниками Федоскинской профтехшколы и Красносельского художественно-промышленного училища. Ведущими художниками стали А. Евдокимова, Н. Карасёв, М. Кулыбин, Н. Хрыков, А. Цибашова. Лучшие работы этих лет, выполненные живописцами В. Горским, И. Солдатовым и ювелиром В. Солдатовым, экспонировались на Всемирной выставке в Монреале (1967г.). Промысел продолжал развиваться.


В 1970-80-е годы на фабрику пришли новые квалифицированные специалисты, прошедшие подготовку в художественных учебных заведениях. Ассортимент активно обновляется и пополняется, растёт объём выпускаемой продукции и поставки в пределах страны, активно осваивается внешний рынок. В коллективе сформировалась творческая группа живописцев и ювелиров экспериментального цеха, разработавших немало оригинальных образцов, которые затем осваивались в массовом производстве. Художники вели поиски в области технологии эмали, совершенствовали технические приёмы, создавали новые формы изделий.
Наравне с цветочной и пейзажной росписью место в их творчестве занимает портрет и жанровая живопись. Вслед за сказочными сюжетами главной темой становятся мотивы литературных произведений, народного быта, отечественной истории. Наиболее примечательные по художественному исполнению произведения художников Н. Куландина, А. Алексеева, А. Хаунова, Б. Михайленко, А. Зайцева, А. Тихова, В. Полякова, В. Грудинина, В. Кочкина, В. Сухова. В жанре цветочной росписи плодотворно работают художники: Е. Котова, Т. Михайленко, Л. Самонова, Н. Серова.
Произведения мастеров ростовской финифти неоднократно отмечены наградами и медалями на международных выставках в Дюссельдорфе, Лионе, Лейпциге, Токио, Берлине, Познани, Лос-Анжелесе, Венесуэле, Пхеньяне. В 1982 году художники Н. Куландин, А. Хаунов и ювелиры В. Солдатова и Л. Матакова стали лауреатами Государственной премии имени И. Е. Репина.


В 90-е годы возрождается иконописная миниатюра, эмалью вновь украшают предметы церковного обихода.
Творчество современных ростовских мастеров развивается по самым разным жанровым и стилистическим направлениям. Мастером исторической, жанровой и портретной миниатюры зарекомендовал себя Н. Куландин. Жанр исторической миниатюры занял основное место в творчестве живописца В. Грудинина. А. Зайцев получил признание как мастер военно-исторического портрета. А. Тихов и В. Кочкин нашли себя в жанре лирического пейзажа. Многогранно творчество А. Хаунова — автора сюжетных композиций, портретов, пейзажей и цветочных росписей. В разных жанрах выполнены работы А. Алексеева, который известен также своими успешными опытами в области технологии эмалей. Интерес к самым различным жанрам проявился у художников Б. Михайленко и В. Полякова. Бытующая в промысле еще с 1920-х годов цветочная роспись получила дальнейшее развитие в миниатюрах, созданных Т. Михайленко, Е. Котовой, Л. Самоновой, Н. Серовой и И. Алексеевой.
Приезжая в Ростов Великий и гуляя по центру города, невозможно равнодушно пройти мимо витрин с финифтью. «Огненное письмо» завораживает, притягивает, восхищает, вызывает желание любоваться, ведь в каждом изделии — отсвет души живописца и ювелира.
Наверное, поэтому произведения старых и современных ростовских мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль» и других музейных собраниях и частных коллекциях. Начните собирать свою коллекцию.