Давным-давно, в начале времён Бог пожелал создать человека. Взял кусок глины и слепил. Это уже потом стали говорить, что не боги горшки обжигают. Горшки всем нужны, и лепить их всем интересно. А как же иначе?
Город Скопин стоит на берегу реки Вёрды в 110 километрах от Рязани. Древнее городище, острожек у засечной черты — истории городов по границе Московского государства в чём-то похожи. Но для современных путешественников Скопин — это, прежде всего, керамика. А раз есть керамика, значит, будут и сувениры, ведь сувениры нужны всем. Так думает большинство туристов, поворачивая с дороги на Тамбов в сторону Скопина. В этом есть доля правды, Скопин — это керамика. И скопинский гончар Дёмка Киреев был первым гончаром, о котором написали ещё в 1640 году. По этому поводу на Гончарной площади Дёмке поставили мраморный памятник. А кто сказал, что если гончар, то и памятник ему нужно делать из глины?
Глиняная посуда на берегах Вёрды делалась ещё во времена Киевской Руси. Изначально скопинский гончарный промысел развивался стандартно: посуда, утварь, печные трубы, кирпич, черепица. Но было и то, что отличало Скопин от других гончарных центров. Ещё в XVIII веке здесь существовал обычай выставлять образцы лучших изделий в окнах мастерских или на столбах у ворот. Мастера старались превзойти друг друга и показать наиболее сложные работы: огромные шары, декоративные вазы, фигуры львов, фантастических зверей и птиц.
В середине XIX века характер промысла неожиданно и резко изменился. Скопинские гончары перестали делать обычные изделия и стали проявлять до того времени не виданную в России фантазию. Кувшины, вазы, подсвечники, бытовая утварь украшались сложной лепниной и орнаментами. Была освоена технология приготовления разноцветных глазурей — жёлтой, зелёной, коричневой. Во время обжига крупинки глазури плавились и стекали по стенкам и бокам изделий, образуя узор. Такие глазури назвали потёчными, они стали основным признаком скопинской керамики. По сути, в Скопине произошло соединение двух гончарных ремёсел: посудного и игрушечного, но причина такого творческого переворота пока не найдена.
А нам и не важна причина. Для нас главное — наличие. Наличие изделий в магазине керамики, самого магазина, Гончарной площади, музея гончаров, где даже вывеска вылеплена из глины вручную. Для нас важны фестивали и выставки. Возможность увидеть, как большая мужская рука аккуратно берёт из ведра комок глины и кладёт его на гончарный круг. Как круг начинает вращаться, как тянется глина…
Стенки сосуда становятся тоньше. Проявляется форма. Потом под ловкими пальцами рождаются странные детали: ручка, носик, крышка. И к крышке — ручка. Квасник? Рукомойник? Квасник. У рукомойника вместо ручки были бы петли. И облегчённый вздох зрителей — готово, можно в печь, на обжиг. И самое важное — вот этот вздох. Признак сопричастности чуду рождения. Понимание того, что глина дышит, что она живая.
И мир жив, пока в нём живёт хоть один гончар.