Скопинская керамика

Давным-давно, в начале времён Бог пожелал создать человека. Взял кусок глины и слепил. Это уже потом стали говорить, что не боги горшки обжигают. Горшки всем нужны, и лепить их всем интересно. А как же иначе?

Город Скопин стоит на берегу реки Вёрды в 110 километрах от Рязани. Древнее городище, острожек у засечной черты — истории городов по границе Московского государства в чём-то похожи. Но для современных путешественников Скопин — это, прежде всего, керамика. А раз есть керамика, значит, будут и сувениры, ведь сувениры нужны всем. Так думает большинство туристов, поворачивая с дороги на Тамбов в сторону Скопина. В этом есть доля правды, Скопин — это керамика. И скопинский гончар Дёмка Киреев был первым гончаром, о котором написали ещё в 1640 году. По этому поводу на Гончарной площади Дёмке поставили мраморный памятник. А кто сказал, что если гончар, то и памятник ему нужно делать из глины?

Глиняная посуда на берегах Вёрды делалась ещё во времена Киевской Руси. Изначально скопинский гончарный промысел развивался стандартно: посуда, утварь, печные трубы, кирпич, черепица. Но было и то, что отличало Скопин от других гончарных центров. Ещё в XVIII веке здесь существовал обычай выставлять образцы лучших изделий в окнах мастерских или на столбах у ворот. Мастера старались превзойти друг друга и показать наиболее сложные работы: огромные шары, декоративные вазы, фигуры львов, фантастических зверей и птиц.

Скопинская керамика. Народные промыслы России
Скопинская керамика. Народные промыслы России

В середине XIX века характер промысла неожиданно и резко изменился. Скопинские гончары перестали делать обычные изделия и стали проявлять до того времени не виданную в России фантазию. Кувшины, вазы, подсвечники, бытовая утварь украшались сложной лепниной и орнаментами. Была освоена технология приготовления разноцветных глазурей — жёлтой, зелёной, коричневой. Во время обжига крупинки глазури плавились и стекали по стенкам и бокам изделий, образуя узор. Такие глазури назвали потёчными, они стали основным признаком скопинской керамики. По сути, в Скопине произошло соединение двух гончарных ремёсел: посудного и игрушечного, но причина такого творческого переворота пока не найдена.

А нам и не важна причина. Для нас главное — наличие. Наличие изделий в магазине керамики, самого магазина, Гончарной площади, музея гончаров, где даже вывеска вылеплена из глины вручную. Для нас важны фестивали и выставки. Возможность увидеть, как большая мужская рука аккуратно берёт из ведра комок глины и кладёт его на гончарный круг. Как круг начинает вращаться, как тянется глина…

Стенки сосуда становятся тоньше. Проявляется форма. Потом под ловкими пальцами рождаются странные детали: ручка, носик, крышка. И к крышке — ручка. Квасник? Рукомойник? Квасник. У рукомойника вместо ручки были бы петли. И облегчённый вздох зрителей — готово, можно в печь, на обжиг. И самое важное — вот этот вздох. Признак сопричастности чуду рождения. Понимание того, что глина дышит, что она живая.

И мир жив, пока в нём живёт хоть один гончар.

Похожие материалы

Мезенская роспись

У прилавков, на которых продают расписанные мезенскими узорами вещицы, всегда толпится народ

Северная чернь

Безупречная форма, строгость и изящество черневого рисунка в сочетании с сияющим серебром или золоты...

Вологодское кружево

Вологодские мастерицы удивили весь мир белоснежным, лёгким, как пух, русским кружевом

Янтарь. Калининград

Ежегодно на балтийское побережье выбрасывается 35–40 тонн янтаря из которого получается огромное кол...

Кадомский вениз

Нигде кроме Кадома такая вышивка «белым по белому» больше не встречается.

Каргопольская игрушка

Крестьяне делали из глины горшки и посуду, а детям лепили игрушки.