Возрождённая глиняная игрушка Калуги
Народные промыслы

Возрождённая глиняная игрушка Калуги

Музей ремесла, архитектуры и быта в Калуге

17 июля 1991 года в Калуге был создан первый в России негосударственный музей — «Музей ремесла, архитектуры и быта». Он создан стараниями мастеров народного художественного промысла глиняной игрушки г. Калуги — заслуженного работника культуры Людмилы Ивановны Фёдоровой и эксперта по культурным ценностям Министерства культуры РФ, народного мастера России Владимира Александровича Ткаченко.

Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга
Создатели Музея ремесла, архитектуры и быта Людмила Ивановна Фёдорова и Владимир Александрович Ткаченко

Музей входит в группу «комплексные музеи» и сочетает профили работы исторических музеев по вопросам археологии, этнографии, нумизматики средневековья и новейшей истории; художественных музеев по вопросам художественных ремёсел и промыслов, декоративно-прикладных искусств, художественных галерей; технических музеев по вопросам производства изделий, изучения технологических процессов, машин и механизмов. В своей профильной группе Музей ремёсел относится к типу научно-исследовательских, просветительных музеев. Он предназначен для массового посетителя, ориентирован на использование музейного собрания в научно-просветительских, образовательных и воспитательных целях, в экспозиционно-вставочной работе.

Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга
Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга

С момента его создания и по настоящее время музей занимает скромное пространство в Доме Гостева-Цыплакова, который является памятником русского зодчества последней трети XIX века и редким образцом калужской городской усадьбы в стиле русского классицизма.

Главной задачей создатели и сотрудники музея сделали сохранение не только предметов материального культурного и исторического наследия Калужского края, материальных проявлений духовной культуры наших предков, но и памяти об условиях и тонкостях повседневного труда, обычаев и обрядов, традиций, особенностей местной жизни, духовной, социальной, физической культуры народа, проживающего на территории Калужского края от первых поселений Вятичей и до наших дней.

Здесь стремятся показать глубину и возвышенность народной души: крестьян, ремесленников, простых людей, рассказать о них.

Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга

Это музей простых, недорогих изделий, предметов и вещей — разнообразных материальных следов трудовой деятельности людей прошлого.

Максимум экспонатов экспозиции Музея ремесла составляют материалы личных коллекций создателей музея и некоторых местных коллекционеров. Небольшое количество предметов являются частью Музейного Фонда Российской Федерации.

Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга
Первая экскурсия Музея ремесла, архитектуры и быта. 1991 г.

Музей ремесла, архитектуры и быта ведёт научную работу: это научные исследования и описания музейных предметов, публикация и представление публике результатов этой работы.

Посещение музея бесплатное, по предварительной записи. Принимаются группы до 5 человек.
г. Калуга, ул. Кирова, 45/16
Телефоны: (4842) 56-13-54, +7 910 863-04-59

Экспериментальная мастерская-лаборатория при Музее ремесла, архитектуры и быта в Калуге

Одним из важных направлений деятельности музея стало восстановление угасшего в начале ХХ века промысла глиняной игрушки города Калуги. Для этого народный мастер России В. А. Ткаченко при музее создал мастерскую-лабораторию, где начали изучать историю и технологию изготовления калужских глиняных игрушек.

Калужская глиняная игрушка, Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга

Высокое качество обжига игрушек послужило главной причиной сохранности многих калужских глиняных игрушек XVI–XX веков, хранящихся в краеведческом музее и частных коллекциях.

Для начала было рассмотрено и внимательно изучено более 500 образцов глиняной игрушки XV–XX веков из разных коллекций. Анализ многочисленных находок глиняных игрушек в Калужском крае позволил выявить общие признаки: постоянство сюжетов и образов, форм и пластики объёмов — и конструктивные особенности выполнения рабочих приёмов, используемых мастером при изготовлении игрушки.

Калужская глиняная игрушка, Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга

Благодаря сотрудничеству со специалистами различных направлений выявлены и сформулированы художественно-стилевые особенности калужской игрушки, определены те самобытные моменты, которые делают изделия каждого промысла России оригинальными и узнаваемыми.

Такое глубокое проникновение в понимание духовных начал и технологических секретов местной художественной школы глиняных игрушек города Калуги и восприятия местных фольклорных традиций позволило восстановить художественный промысел Калуги и создать ремесленное производство калужских игрушек.

Промысел был зарегистрирован выездной комиссией Калужского художественного совета при администрации области в 1994 году.

Особенности калужской глиняной игрушки

Совокупность особенностей, их взаимное сочетание и последовательность оригинальны и неизменны для каждого сюжета калужской глиняной игрушки на протяжении столетий.

Глиняная игрушка — постоянная спутница горшечного ремесла, изготовлялась из тех же глин, что и посуда, изразцы, осветительные приборы, черепица, глиняные трубки, другая керамическая продукция. Для Калужского края это серо-голубые, синие и красные глины.

Калужская глиняная игрушка, Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга

Для глиняных игрушек использованы формовочные массы из хорошо отмученного теста с примесью очень мелкого и мелкозернистого песка, применяемого в средневековой бытовой керамике характерных для Калуги белого, бело-серого и серого цветов черепка, серомореных и чернолощёных изделий.

Калужская глиняная игрушка, Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга
Калужская глиняная игрушка, Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга

Свистящие игрушки лепятся на пальцах рук без предварительного придания кусочку глины определенной формы. Эта техника изготовления куржупки — гудушника характерна в той или иной степени для глиняных игрушек Калужского края. Исключение составляют только большие гудухи, в изготовлении которых использовался один из способов накатки колокола —юбки грематух.

Особую разновидность представляют поздние калужские погремушки — фигуры-грематухи, получившие широкое распространение в наше время. Это полый конусовидный колокол, изготовленный по технологиям, бытовавшим в Калуге в XVII–XIX веках. С помощью тонкого глиняного блинчика-резонатора закрывается широкое основание, в которое закладывается несколько камушков.

Калужская глиняная игрушка, Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга
Калужская глиняная игрушка, Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга

Сюжеты грематух, в основном, повторяют сюжеты, свойственные свистящим игрушкам. Это фигуры женские и мужские, медведи, олени... В игрушках-грематухах шумящие глиняные шарики обжигаются вместе с игрушкой. Число камушков всегда нечётное.

В 1991 году Народный мастер России, мастер народного художественного промысла глиняной игрушки города Калуги Владимир Ткаченко придумал, как сделать свисток в подол юбки грематух. Он изобрёл пищик особой, оригинальной конструкции, с пригубником в кромке основания фигуры. Так калужская игрушка стала комбинированной: и свистящей, и шумящей. Такие свистульки обладают низкими гудящими и свирелевыми звуками.

Экспериментальная мастерская-лаборатория продолжает работу по выявлению ранее неизвестных и оригинальных приемов изготовления традиционной глиняной игрушки Калужского края.

Школа народного художественного промысла глиняной игрушки Калуги

При экспериментальной мастерской-лаборатории Музея ремесла, архитектуры и быта под руководством мастера-наставника, Народного мастера России Владимира Александрович Ткаченко была создана Школа народного художественного промысла глиняной игрушки города Калуги.

В первую очередь для работы школы нужны была глина. По рассказам старых гончаров города организаторы школы узнали, что глину для изделий мастера брали в Мстинском богатом глиной карьере. Выходящие наружу слои были такие богатые, что глину можно было заготавливать лопатой. Обследование карьера в 1990 году показало, что залежи глин к тому времени было уничтожены. Залежи зеленоватых изразцовых глин в селении Бабенки найти не удалось. В 1991 году начали работать на осадочных глинах, имеющих выход около Симеонова городища. Трудность в приготовлении глиняного теста для работы, большое количество дутика, разрывающее изделие при обжиге — эти факторы заставили искать другое сырье. Хорошая глина оказалась в Кондровском карьере. Её и заготовили для работы школы. В настоящее время и этот карьер закрыт.

Процесс обучения навыкам ремесла в народных художественных промыслах на протяжении веков менялся, но сохранял главный принцип «от человека к человеку». Древняя форма ученичества — это обучение в семье. В течение многих веков именно такая форма ученичества была основой воспитания новой смены мастеров. Позднее, по почину выдающихся мастеров, стали создаваться мастерские, где обучались талантливые дети. Надо заметить, что учителя старались воспитать не подражателей своему творчеству — они показывали основы ремесла, основные приёмы, а затем помогали развивать и обогащать полученные в процессе учебы знания и навыки. Такой подход позволяет не пускать изделия народного промысла «на поток», но и не даёт исчезнуть бесследно источнику ремесла.

К сожалению, в преемственности поколений народного художественного промысла глиняной игрушки города Калуги произошёл разрыв, но созданная Школа позволяет эту преемственность восстановить. Здесь изучают и накапливают знания и умения многих поколений мастеров-игрушечников.

Калужская глиняная игрушка, Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга

Под руководством Владимира Александровича Ткаченко в Школе стараются объединить общность исторически сложившегося регионального промысла, коллективного творчества и создание преемственности традиций отдельных семейств.

Обучение в школе поделено на ступени: ученики и подмастерья. Возможность попробовать слепить что-то самостоятельно, научиться работать с глиной оказалась настолько интересной жителям и гостям города, что в Школе стали проводить мастер-классы для всех желающих, обучающие первоначалам мастерства.

Калужская глиняная игрушка, Музей ремесла, архитектуры и быта, Калуга

Программа «Первоначальная работа с глиной» приглашает на мастер-классы. Для родителей с детьми и групп до 10 человек проводятся мастер-классы в Музее, для всех желающих научиться лепить организуются обучающие уроки в торгово-развлекательных и обучающих центрах, школах.

За более чем тридцать лет через Школу народных ремёсел прошло большое количество учеников. Все получили главное: первоначальные умения работать с глиной и знакомство с богатой историей ремёсел Калужского края, её народными традициями.

В настоящее время мастера промысла (их более десяти) овладели основными приёмами изготовления глиняной игрушки города Калуги и окрестностей. Увидеть их изделия можно на городских, областных, российских, международных выставках.

Информацию предоставил Музей ремесла, архитектуры и быта
г. Калуга
Сайт: colouga.ru

Материалы по теме

Чепецкие горшочки из Иднакара

Удмуртская средневековая керамическая посуда узнаваема и невероятно притягательна.

Чернолощёная керамика. Возрождённый промысел в Ростове Великом

В Ростове Великом с 1993 года возрождается утраченный древний промысел — чернолощёная керамика.

Скопинская керамика

В середине XIX века скопинские гончары перестали делать обычные изделия и стали проявлять до того вр...

Каргопольская игрушка

Крестьяне делали из глины горшки и посуду, а детям лепили игрушки.

Вологодское кружево

Вологодские мастерицы удивили весь мир белоснежным, лёгким, как пух, русским кружевом

Холуйская миниатюра

Холуйская лаковая живопись имеет своё лицо, особую выразительность рисунка, сказочные и былинные сюж...

Народные промыслы Городца

Город Городец славен своими мастерами и настоящими шедеврами, ими созданными.

Шадринская береста: «про свободу и творчество»

«Изюминка бересты — в её фактуре: на берёзе есть сучки, наросты, и все они отпечатываются на её верх...

Чудесной гжели нежные букеты

Восхитительный бело-синий расписной фарфор — гжель давно стала известным русским сувениром.

Народное искусство Удмуртии

Архитектура и быт, традиции и обычаи народов, проживающих на территории Удмуртии, декоративно-прикла...

Нытва: Была бы ложка!

Ложка — неотъемлемая часть нашего быта — стала основным экспонатом музея в Нытве.

Тульские мастера

Тула — город мастеров! Не зря Тулу зовут Самоварной столицей, столицей Пряничной, столицей Оружейной...

Вологодские россыпи: народные промыслы Вологодской области

На вологодской земле издавна живут трудолюбивые и умелые люди. О самых известных народных художестве...