Несмотря на то, что художественный промысел посёлка Холуй считается самым молодым из русских лаковых промыслов, он имеет богатую историю и традиции.
Сейчас Холуй известен на весь мир как один из центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. А когда-то в древности в этом поселении, одном из первых, зародилось другое искусство — искусство иконописи и стало наследственным занятием местного населения.
Сохранились письменные источники, которые подтверждают, что в начале XVII века здесь уже жили мастера-иконописцы. Холуй являлся вотчиной двух монастырей, что и определило его формирование и развитие как центра местного художественного промысла. Посёлок имел удачное географическое положение для торговли, здесь ежегодно проходили четыре ярмарки. Иконы становились «ходовым» товаром и поставлялись не только по всей России, но даже на Балканы.
Одновременно с «массовыми» иконами на продажу создавались произведения высокого художественного уровня. Есть свидетельство, что в XVIII веке две холуйские и две палехские иконы были посланы И. В. Гете, который интересовался древнерусским иконописанием. Иконописный промысел в Холуе успешно развивался вплоть до 1917 года. Здесь были открыты рисовальные классы, иконописно-рисовальная школа, затем учебные иконописные мастерские. При обучении уделялось внимание как академическому искусству, так и изучению традиций русской иконы.
После установления советской власти из-за запрета на иконы развитие холуйской иконописи прервалось. И вслед за мастерами Федоскино, Палеха и Мстёры бывшие иконописцы Холуя перешли к лаковой живописи на папье-маше. В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, которая занималась росписью лаковых изделий и впоследствии воспитала много талантов. В 1937 году в Париже на Всемирной выставке холуйские миниатюры были оценены бронзовыми медалями.
Холуйская лаковая живопись очень разнообразна, её нельзя подвести под единый художественный стиль. Но при этом она имеет и свое лицо. Чтобы оценить по достоинству её особую выразительность, нужно рассмотреть все детали рисунка, начиная с самого сюжета и заканчивая орнаментальным узором.
Согласно традициям иконописи, изделие расписывают темперными красками с примесью яичного желтка. Декорируют работы с помощью сусального и творёного золота. Черный фон в холуйской живописи не обязателен, преобладают синевато-зеленые и коричнево-оранжевые тона.
Мастера Холуя используют сказочные и былинные сюжеты, литературные темы, образы современности. Все изделия хранят тепло человеческих рук, ведь продукция изготовляется исключительно вручную.
Шкатулки, кубышки, игольницы — обычный ассортимент изделий, он пополняется и современными предметами.
Работы многих талантливых художников хранятся в музее Холуйской лаковой миниатюры, причем каждая из них уникальна. Основой музея является коллекция икон холуйского письма. Именно здесь можно понять, как сохранялись и развивались традиции, передавался творческий опыт.
При музее работает художественный салон. Обязательно стоит приехать сюда, чтобы насладиться работой русских мастеров, почувствовать энергетику каждой вещи и увезти красивый сувенир на память.