Известно, что подносное дело в России появилось в XVIII веке и зародилось на Урале. Сохранились записи 1770 года, в которых упоминаются города Нижний Тагил и Невьянск, где к тому времени уже вполне сложился этот промысел. По легенде, нижнетагильский мастер Андрей Степанович Худояров изобрёл масляный лак. Им покрывали изделие, чтобы защитить его от внешних воздействий. Это покрытие, которое «на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским», и «когда <...> в жаркой печи хорошо иссохнет, то как зерцало становится».
Лакированные железные пластины уральцы сначала украшали изображениями птиц и бабочек. А затем на подносах появилась и другая роспись — цветы, сюжетные композиции, различные орнаменты. К началу XIX века расписные уральские подносы стали расходиться по всей России. А в 1825 году в Троицком уезде была основана мастерская семьи Вишняковых. Именно этот год принято считать датой рождения подмосковного промысла, который и сегодня активно развивается.
Традиционно основной мотив жостовской росписи — это цветочный букет из больших садовых цветов и малых полевых. По борту подноса идет обрамление мелким золотистым узором. Россыпь маленьких цветочков и бутонов будто связана травкой и стебельками. Приятный контраст — чёрный фон и яркие краски. Цветы почти как настоящие, но в то же время и волшебные. Если приглядеться, можно поймать ощущение, будто цветы на черном фоне словно светятся изнутри.
Из глубины веков пришла народная «маховая» манера мазка. Сидели раньше мастера в деревнях, расписывали диковинными цветами — кто туесок или прялку, кто сани, а кто и сундук. Всё, что может пригодиться в нехитром крестьянском быту. Эти традиции прошли через годы и отразились в росписи подмосковных подносов.
Жостовская роспись многослойная. Современный мастер расписывает несколько подносов одновременно. Вначале делается подмалёвок, затем накладываются тени, прописываются светлые места. Под конец связываются крупные цветы с более мелкими элементами узора. Художник работает беличьей кистью и масляными красками, разведёнными льняным маслом. Мазок называется «долгим» и кладётся в несколько приемов. При этом он должен быть густым и упругим, ведь именно мазок придает объём жостовскому букету. Несколько легких движений, и под руками мастера рождается красота.
Яркие цветы на черном фоне любят во всем мире. Жостовскую роспись можно встретить в Эрмитаже и Русском музее.
Хотите полюбоваться этой красотой? — Посетите Музей подносов в Жостово или приобретите изделие Жостовской фабрики в качестве сувенира. Неважно, будет ли это чайный поднос с диковинными цветами или небольшая шкатулка. Рисунок заворожит Вас, от цветов повеет ароматом, и сказка воплотится наяву.