Бахчисарай в переводе с татарского языка — дворец-сад. И каждый турист, оказавшийся здесь, стремится увидеть настоящую восточную сказку. А она — в каждом изгибе узких улочек, в памятниках истории, в колоритных кафе, где вам обязательно предложат безумно вкусные янтыки и бузу.
Конечно, сердце Бахчисарая — великолепный ханский дворец, построенный почти пятьсот лет назад на склоне Внутренней гряды Крымских гор, в долине реки Чурук-Су. При ослепительном солнце старые, розовато-белые стены будто светятся. С первого же взгляда понимаешь, что основная идея, которую преследовали архитекторы, — воплотить в жизнь мечту человека о рае. Дворец построен в традициях османской архитектуры, но в основе лежит древний принцип планировки дворцового комплекса: центр — это внутренний двор, вокруг которого формируются покои и переходы. Лёгкие, воздушные строения изнутри украшены тонкой росписью, оконные решётки и прямые, как свечи, башни кажутся выточенными из слоновой кости. Здесь много света и воздуха, всё свободное пространство засажено деревьями и цветами.
Каждый хан добавлял что-то своё, и Бахчисарай становился всё красивее. Так продолжалось до 1736 года, когда во время войны России с Крымским ханством столица ханства была взята войсками фельдмаршала Кристофа Миниха. По приказу Миниха и дворец, и город сожгли.
Попытки восстановить дворец привели к тому, что его вид был изменён до неузнаваемости. Только в 1964 году после масштабной реставрации он вернулся к своему первоначальному виду: мастера пользовались подробным описанием, сделанным капитаном Манштейном. Оказывается, перед тем, как отдать приказ об уничтожении дворца, Кристоф Миних велел своему подчинённому сделать подробнейшее описание ханской резиденции, которое, к счастью, сохранилось. Говорят, что новый дворец превзошёл по роскоши старые покои.
В «фонтанном дворике» дворца — тот самый фонтан слёз, созданный иранским мастером Омером по заказу хана Гирея и воспетый А. С. Пушкиным, побывавшим здесь в 1820 году. Поэт был настолько впечатлён историей любви, что в 1824 году написал поэму «Бахчисарайский фонтан». Благодаря его строкам: «Фонтан любви, фонтан живой! / Принёс я в дар тебе две розы» в музее появилась традиция — свежие розы в верхней чаше.
Однако фонтан не уникален: такого типа фонтаны — сельсебили — сооружались на святых местах или на кладбищах (Сельсебиль — райский источник, из которого, по верованию мусульман, пьют воду души праведников). Из мраморного цветка капает, словно слёзы, вода в большую чашу, наполняя её. Из большой чаши вода перетекает в две меньшие по размеру, а следующая чаша вновь большая. Фонтан — олицетворение горя: вода наполняет чаши как горе — сердце, а чаши разного размера символизируют, что горе то усиливается, то утихает. У подножия фонтана — спираль, символ вечности. Первоначально бахчисарайский фонтан находился у стены мавзолея Диляры Бикеч — погибшей возлюбленной крымского хана Гирея. Однако к приезду Екатерины II фонтан перенесли во дворец.
Мавзолей любимой жены хана Гирея можно увидеть и сегодня, нужно выйти во двор и подняться по ступеням, минуя братские могилы воинов, погибших во время Великой Отечественной войны.
Понятие «Бахчисарайский дворец» — это не только дворец, это и гарем, и Соколиная башня (на которую можно подняться за дополнительную плату), и мезарлык — фамильное кладбище ханов Гиреев, и большая ханская мечеть Биюк-хан-джами, сооруженная в 1740 году. Это и запах роз, витающий в воздухе, и синее-синее небо.