Лена впервые в экспедиции, хотя на проектах туркаталога работает много лет. Взяла с собой дочку, мечтает показать ей Чебоксары. Лене нравится думать о родовых корнях, о земле предков — благодаря деду она на четверть чувашка.
Из-за чёрного потолка зал выставочного центра кажется мрачным. Женские наряды в витринах отсвечивают металлом и издалека ощущаются, как кольчуги. Но это просто платья, на которые нашиты монеты. Похожи на рыцарские шлемы головные уборы чувашек — тухья и хушпу. Расшитые бисером и монетами, наделённые сакральными свойствами, они, по сути своей, давно являются оберегами. К тому же, в последние годы именно их считают одним из доказательств сенсационной гипотезы существования амазонок. По этой теории Поволжье является последним прибежищем отважных воительниц. Впрочем, официальная наука этой гипотезы не признает.
В Чебоксарских музеях быстро понимаешь, что тёмные потолки с непонятными письменами здесь неслучайны. Ведь это небо, а письмена — не что иное как лунно-солнечный календарь: два года по 12, а на третий год — 13 месяцев. Такой календарь был у древних греков и римлян, в некоторых тюркских государствах. Так что же это за загадочный народ — чуваши?
В стародавние времена, как положено замужней женщине, Лена носила бы хушпу, а её очаровательно веснушчатая Даша — тухью. И обе пили бы пиво, не взирая на Дашин юный возраст. Роль пива для чувашей нельзя определить новомодным словом «бренд». Это элемент культурного наследия, такой же, как нежный перезвон монет, украшающих одежды чувашек.
Местное пиво не имеет ничего общего с напитком, который продаётся в магазинах — ручные технологии, пророщенное зерно и «крепость» на уровне русского кваса. В начале XX века редкий чувашский двор обходился без пивоварения: «даже и бедняк сворочает хоть плохонькую пивоварню, а богатый такую справит, что подумаешь — завод целый». Пиво пили, им лечились, его использовали в древних религиозных обрядах.
Всё чаще говорят, что чуваши — потомки волжских булгар. В X веке древнее государство Волжская Булгария состояло из двух эмиратов: Булгарского, которое приняло ислам, и Суварского, оставшегося языческим. Спасаясь от нашествия хана Батыя, сувары ушли в глухие леса Прикамья и вверх по Волге. И до сих пор возле малых рек и озёр, вперемежку с татарскими аулами и русскими деревнями стоят чувашские ялы, и их жители верят, что после смерти их души переселятся в кроны деревьев. Таких людей не так много. И они — живая легенда древнего народа.
Если смотреть на Чебоксары с акватории водохранилища, то россыпь храмов на холме Старого города рождает иллюзию, что перед тобой Владимир, Суздаль, Ростов Великий, но уж никак не Чебоксары... А почему? Ведь город старинный (год основания 1469) и богатый. Но согласитесь, для нас Чебоксары — это трактор и… Чапаев.
В конце XIX века на месте современной улицы Юрия Гагарина стояла деревня под названием Будайка. Здесь в 1887 году родился герой Гражданской войны Василий Иванович Чапаев. За 32 года жизни легендарный комдив проиграл всего один бой — тот, в котором погиб. Прошло 15 лет, на экраны вышел фильм «Чапаев» с актёром Борисом Бабочкиным в главной роли, и к Чапаю пришла всемирная слава. Реальные события жизни комдива, его внешность, судьбы сподвижников имели мало общего с тем, что показали в кино.
Фильм был талантлив, он не позволил забыть имя Чапаева. Из исчезающей под новостройками деревни домик героя перенесли в новый сквер, названный в его честь. Жители Чебоксар всем городом собирали деньги, макулатуру, металлолом, и это позволило получить средства на строительство музея, где со старых фотографий разглядывают посетителей реальный Василий Чапаев, его отец, дед, братья, дети. И Петька. И Анка. И актёр Борис Андреевич Бабочкин, чем-то очень похожий на Чапаева.
Что касается трактора, то в Чебоксарах есть и трактор, и завод, и великолепный музей. Интерактивные технические музеи России можно по пальцам пересчитать, а здесь в существовании Научно-технического музея трактора заинтересован Концерн «Тракторные Заводы». В экспозициях — история трактора от самоходной тележки Леонардо да Винчи, от коляски-самокатки Ивана Кулибина до отнюдь не фантастических марсоходов.
В залах, когда-то бывших цехами, выставлена коллекция из 500 тракторов: отечественных, зарубежных, раритетных. Здесь вместо табличек «Руками не трогать!» тест-драйв раритетной техники и интерактивный карьер для радиоуправляемых моделей. На базе музея действует «Мастерская изобретателя» — учебно-производственная лаборатория для учащихся, студентов, рационализаторов, изобретателей-самоучек. Концерну нужны Кулибины и он согласен их пестовать.