Ещё с древности на Руси активнее всего для постройки использовалось именно дерево, на этом податливом материале зодчие оттачивали своё мастерство. Материал, к сожалению, недолговечен, и остаётся только гадать, какие великолепные произведения искусства не дошли до наши дней.
И всё-таки можно представить эту красоту, рассматривая каменные постройки, в украшении которых видны элементы, перекочевавшие в каменное зодчество из деревянного. И, разумеется, сохранившиеся, более современные, деревянные дома в стиле русский модерн. Как, к примеру, знаменитое томское деревянное кружево.
Фото Александра Петрова
Сибирский классицизма, сибирский модерн... За этим бесцветным перечислением стоит поражающее воображение великолепие, изящество и красота. Деревянное зодчество Сибири — яркая страница истории русской архитектуры.
Фото Александра Петрова
Томск является одним из трёх городов Сибири, где наиболее полно сохранились объекты архитектуры русского зодчества. Именно здесь можно увидеть целые массивы деревянных строений конца XIX — начала XX веков, превратившие город в музей под открытым небом.
Причудливые узоры на зданиях повествуют о родной земле, её истории, характере и нравах предков. Солнечные знаки, изображенные в обрамлении окон, символизируют плодородие; цветы, шишки, птицы и звери — богатство тайги; геометрические узоры, драконы и коньки восходят к истокам архаического сознания.
Фото Александра Петрова
Самые яркие воплощения «русского стиля» — это дом купца Голованова и «Изумрудный замок». Фантастические примеры модерна — «Дом с жар-птицами», «Дом с драконами». Показательным и великолепным образцом сибирского барокко служит Воскресенская церковь, которая чудом избежала сноса в 1936 году. Здание губернского правления и особняк И. Д. Асташева представляют собой чистый классицизм.
Ещё одним памятником архитектуры является Томский областной художественный музей, занимающий здание бывшего доходного дома, построенного по проекту известного сибирского архитектора К. К. Лыгина. Основу коллекции составляет собрание отдела краеведческого музея, но в залах также представлена русская живопись: И. Айвазовский, Н. Рерих, В. Поленов, В. Суриков, В. Тропинин, О. Кипренский, А. Саврасов, В. Верещагин, Б. Кустодиев и К. Коровин.
Кстати, в начале ХХ века в Томске учился знаменитый писатель А. М. Волков, и именно тогда было модно красить деревянные и каменные дома стиля модерн в изумрудный цвет — может быть, Томск и был тем самым волшебным Изумрудным городом?
Фотографии Александра Петрова предоставил Туристский информационный центр Томска