Карельская этнография
Путевые заметки

Карельская этнография

В конце первого тысячелетия новой эры на северном и северо-западном побережье Ладожского озера жили племена, слияние которых стало основой для формирования нового этноса — карелов.

В XI веке началась миграция карельских племён на север, заселение перешейка между Ладожским и Онежским озёрами. Дальше всех ушли те, кого сейчас называют северными карелами, а чаще просто карелами. Они осели на землях между Онежским озером и Белым морем, сейчас это Калевальский, Лоухский, Беломорский, Сегежский, Муезерский, Медвежьегорский районы. Карелы теснили на север лопарские племена, а сами впитывали их знания, культуру, способы выживания.

На Олонце и в южной части Пряжинского района жили карелы, которые называли себя ливвиками. В Приладожье ливвики долгое время испытывали на себе влияние западных финно-угорских племён, поэтому в их культуре много общего с народами, живущими в Прибалтике. Между Онегой и Ладогой бок о бок жили карелы-людики и вепсы. Влияние вепсов до сих пор сказывается на карелах, населяющих север Пряжинского и Кондопожский район.

Вепсы, лопари-саамы, карелы, ливвики, людики… Традиционно поклоняющиеся дождю, ветру, молнии и огню язычники жили на территориях, подвластных Великому Новгороду. Они были не похожи на поселенцев-славян, приходивших из Новгородских земель, пытавшихся навязать свою веру, свои обычаи.

карельская этнография

Можно бесконечно улыбаться наивности карельского эпоса «Калевала». А затем, вглядываясь в детали современной жизни далёкого озёрного края, неожиданно для себя осознать, что по сути своей «Калевала» — не что иное, как иллюстрация сакрального процесса создания новой этнической общности.

По заказу Вяйнямёйнена его друг, кузнец Ильмаринен, куёт на горе Сампо мельницу счастья. Она способна намолоть столько хлеба, соли и золота, что всем хватит на еду, припасы и устройство пиров. Крышкой мельницы становится усеянный звёздами небосвод, вращающийся вокруг Мирового Дерева. И, опираясь на ствол Дерева, Мир парит во Вселенной. По злому умыслу старухи Лоухи мельницу похищают, по недоразумению разбивают, по воле случая её обломки падают в Белое море…

Что же в результате? Море богаче суши. Но это богатство не спешит попасть к нам в руки, мы вынуждены сами ковать своё счастье. Хорошо это или плохо? Вопрос философский.

Разные народы, обычаи, нравы, всё давно перемолото жерновами истории. А общее — это территория вокруг двух озёр, которую называют Карелией.

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Материалы по теме

Корни Кижского древа жизни

Кижи — удивительный остров, заповедник души. Здесь бережно хранят традиции и ремёсла, рассказывают р...

Томск. Изумрудный город

Поражающее воображение великолепие, изящество и красота, собранная в одном городе как в музее под от...

И в России есть Венеция — город Вышний Волочёк

Многие вышневолоцкие культурные и исторические памятники достойны эпитетов: первый! уникальный! един...

Бурятия: святыни буддизма

Уникальные артефакты представлены в Национальном музее Республики Бурятии на выставке «Три святыни б...

Дача Шаляпина в Кисловодске

В Кисловодске, недалеко от вокзала, на пригорке среди вековых сосен и елей возвышается красивый особ...

Киммерия Волошина: «Истинная родина духа моего»

На побережье Крыма Максимилиан Волошин строит удивительный дом и создаёт свою Киммерию.

Край горных мари

Вековые деревья, старинные храмы, церкви, святые источники, чистейшие озера, природные заказники — э...

«Солнечные плитки» из Углича

В 2022 году музей отмечает свой 130-летний юбилей. В наше время собрание музея насчитывает более 30 ...

Безмятежность зелёных просторов Карабихи

Карабиха — единственная в Ярославской области усадьба дворцового типа середины XVIII века, практичес...

Павловопосадские истории: о платках и шалях, Вячеславе Тихонове, князьях и холодце

Центром историко-краеведческой работы в Павловском Посаде по праву считается Павлово-Посадский музей...