Разразившаяся летом 1914 года война заставила правительство России ускорить строительство железной дороги к Кольскому заливу, где первые бараки на пустынном берегу Семёновской бухты положили начало городу Мурманску. Станция Медвежья Гора оказалась почти на полпути от Питера до Мурманска. Строили её там, где с 1911 года стоял на берегу Онежского озера лесопильный заводик Ф. П. Захарьева. Сам промышленник с семьёй жил в доме на горе.
В Медвежьегорске вам непременно расскажут одну из версий появления у станции столь грозного названия. Причиной всему явился, конечно же, лесозаводчик Захарьев, который, будучи хорошим охотником, однажды принёс домой медвежонка. Медвежонок стал любимцем семьи. Он вырос в гигантского медведя и жил во дворе в клетке. А потом произошло несчастье, медведь сильно изуродовал руку приёмному сыну Захарьева. Пришлось зверя пристрелить. Хоронили его у подножия горы с почестями, каких рабочие завода не удостаивались. Конечно же, обиженные рабочие стали называть гору Медвежьей. Когда строилась железная дорога, жена Захарьева уговорила инженера, руководившего участком строительства, назвать станцию Медвежьей Горой, в честь своего любимца. Инженер заводчице симпатизировал и отказать не смог.
Выйдя из вагона на станции Медвежья Гора, вдруг поверишь, что так всё и было. И здание вокзала, построенное в стиле модерн в начале XX века, становится иллюстрацией. Изыскано, элегантно и топится дровами, как 100 лет назад.
Этот симпатичный городок с населением 14,5 тысяч человек имеет захватывающую историю. Именно он стал столицей Беломорстроя — легендарной стройки II пятилетки, одно название которой заставляло в страхе трепетать сердца обывателей. Беломорско-Балтийский канал им. И. В. Сталина построили в рекордный срок — 1 год 9 месяцев. Реки и озёра по трассе Повенец — Беломорск были соединены в единую гидротехническую систему длиной 227 км. Благодаря 19 шлюзам, 51 дамбе, 15 плотинам, 12 водоспускам и 48 км каналов, суда поднимались на высоту 102 м над уровнем моря. Строили всё это заключённые, которых с осени 1931 года начали подвозить и расселять по трассе будущего канала. 16 ноября 1931 года был создан Беломорско-Балтийский лагерь. 2 августа 1933 года Беломорстрой прекратил свою деятельность. Всё! Строительство канала было завершено.
Медвежьегорский районный музей
Адрес: 186350, Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Дзержинского, 22
Телефон: (81434) 5-82-32
Электронная почта: medgora.muzey@yandex.ru
Сайт: medgora-museum.ru
Медвежьегорский музей занимает часть одного из зданий Управления Беломорканала НКВД. Он полон обыденных вещей. И у каждой эпохи своя обыденность. Прялки, кружева, речной жемчуг, удивительные лодки-долблёнки… От этой не роскошной, не совсем сытой, но основательной жизни Заонежских деревень зал с экспонатами Беломорстроя отделён залом военной истории. Наверное, так легче воспринять информацию, что канал был построен киркой и лопатой. Лопаты в экспозиции в прямом доступе, даже пустые они неподъёмно тяжёлые. Колесо от тачки, кирка, жестяная посуда, пачка «Беломора»… И тут же — о Медвежьегорском театре, который в 30-е годы ставит классические спектакли, достойные столичных сцен. Вопрос, кто играл в том театре, повисает в воздухе.
За военной историей туристы лезут на вершину Медведь-горы. Там сохранились сооружения финского укрепрайона: выдолбленные в скалах казармы, доты, наблюдательные пункты. Сделано на века, основательно, продумано до мелочей. По-фински. Но пока любители экстрима осваивают подземелья, прекрасная половина человечества любуется Онежскими просторами и терпеливо ждёт. Чего ждёт? Ещё одного кусочка вековой истории Медвежьегорска — уникальных вышивок Заонежья. Ведь здесь по сей день вышивают в полном соответствии карельской традиции.