Одинокий тополь. Элиста
Путевые заметки

Одинокий тополь. Элиста

Это не правда, что степь ровная, как стол. Была бы она ровной, мы бы и ездили по ней как угодно. Степь вздыблена холмами, прорезана оврагами, так что лучше держаться дорог. Но на один и тот же холм может вести множество дорог, так что совершенно всё равно, по какой ехать. И от этого ещё сложнее: если цель не видна, то дорога может увести от неё в противоположную сторону.

В хорошую погоду Одинокий тополь замечаешь издалека. Огромное дерево на вершине холма, благодаря которому этот обычный холм превратился в самое известное в Калмыкии место силы. Разноцветные флажки, во множестве привязанные вокруг, трепещут на ветру, но одиночества тополя не разрушают. Их называют лунгта — «кони ветра».

Эта история началась 120 лет назад, когда Пурдаш-Бакши отправился на Тибет. Вернее, эта история началась в 1681 году (или что-то около того), когда в Тибете был основан монастырь Раши Лхунбо, который стал кочующим храмом, простой кибиткой, наполненной святынями: иконки, частицы мощей, свитки с молитвами, одеяния, грамоты тибетских лам. Храм кочевал от деревни к деревне, и стараниями хана Аюка докочевал до калмыцких степей. Его называли здесь «Богдо Далай-ламин ик хурул», ведь когда-то сам Далай-лама V благословил основание монастыря Раши Лхунбо.

В 1898 году кочующий храм надолго остановился у Чёрных родников, в том месте, где сейчас стоит посёлок Хар-Булук. Это название так и переводится с калмыцкого — «чёрный родник». Настоятелем храма в то время был Пурдаш-Бакши. Он решил добраться до Лхасы и попросить у Далай-ламы новые святыни для своего храма. Видимо, за 200 лет от старых мало что осталось.

Первое странствие Пурдаш-Бакши длилось два года. Он дошёл до Лхасы и был принят Далай-ламой, который передал с ним в Калмыкию новые реликвии. В 1902 году Пурдаш-Баши совершил ещё одно паломничество в Лхасу. Его путешествия привлекли к себе внимание востоковедов. Ведь Пурдаш-Бакши всю дорогу вёл дневники, где описывал подробности пути, трудности, с которыми сталкивался, особенности жизни местного населения. Он в деталях рассказал об аудиенции в резиденции Далай-ламы, о правилах монастыря, в котором остановился, о жизни в Лхасе. Сведений о Тибете, который в те годы был закрытой страной, в Европу поступало крайне мало, и уже через год после возвращения эти дневники были переведены на русский язык.

Похожие материалы

Экспедиция «К берегам Хвалынского моря»

Этой экспедицией мы соединяем две точки на карте России: исток и устье Волги…

Большой Заяцкий остров

В любом лабиринте вход там же, где выход

Легенды озера Светлояр

В языческие времена здесь славили бога солнца — Ярилу. Вот и озеро стали называть Светлым Яром.

Порхов. Старая крепость

Время не пощадило большинство шедевров русской фортификации. Порхов — счастливое исключение.

Тверская пристань. Ворота в столицу

Тверская пристань становится основной перевалочной базой главной транспортной системы империи

Пожарские котлеты из Торжка

Торжок — «родина» Пожарских котлет, которые так рекомендовал Пушкин и оценили многие путешественники...

Боровск. Провинциальный и уникальный

Здесь сплелись судьбы многих славных людей, и всем им нашлись памятные места.

Северные лабиринты

Если войти внутрь и шагать, не пересекая «границы», не переступая через «линию», то выйдешь через не...

Калитки

На столы выложены нехитрые припасы: мука, странное серое тесто, пшённая каша…

Карельская этнография

В конце первого тысячелетия новой эры на северном и северо-западном побережье Ладожского озера жили ...