Стоя на берегу Камы и любуясь тающими в дымке высотными домами, трудно заподозрить, что Пермь — город с населением более миллиона человек, который протянулся по берегу реки на 70 км. По площади Пермь больше Нью-Йорка, но её огромность ощущаешь, только начав перемещаться с одного конца города на другой в безуспешной попытке за несколько часов увидеть всё самое интересное.
Принято считать, что история Перми началась со строительства двух заводов — Егошинского и Мотовилихинского. Мотовилиха и сейчас — рабочее сердце Перми, окраина, застроенная деревянными особнячками. Перед заводской проходной на открытой площадке выставлены практически все образцы заводской продукции — это полноценный артиллерийский музей. Самый известный его экспонат — царь-пушка, отлитая в 1869 году: калибр — 508 мм, масса ядра — 459 кг и дальность стрельбы около километра. В отличие от московской Царь-пушки пермская не только стреляла, но и производилась серийно для крейсеров и береговой артиллерии.
А ещё на площадке стоят пушки русско-турецкой войны, стрелявшие по Берлину гаубицы, ракетные комплексы «земля-воздух» и баллистические ракеты, которые видны с любого конца старой Мотовилихи, даже из Райского Сада. Райский сад устроен на месте, где стояли первые заводские цеха.
Зато все точно знают, что у пермяков уши солёные и что в истории Земли был Пермский период, который наступил раньше Юрского. О Пермском периоде проще всего узнать в музее Пермских древностей, где светящиеся разноцветным неоном экспонаты рассказывают об истории развития жизни на Земле в течение последних 650 миллионов лет.
Для объяснения факта солёных ушей в Перми есть специальный памятник. На постаменте — бублик с большими ушами. Сунув в него голову (ведь селфи никто не отменял) мгновенно вспоминаешь о том, что начиная с XV века огромная территория, которую называли Пера-маа — «дальняя земля», была основным источником соли для нашей страны. Уши у людей, перетаскивавших мешки с солью, были распухшими и красными — вот вам и разгадка смешного прозвища.
Для нас самым удивительным открытием Перми стала художественная галерея. Её экспозиции богаты на шедевры. Переходя от полотна к полотну, вдруг лицом к лицу сталкиваешься с Пермскими Богами. Они остались в церквях Пера-маа вопреки указам Синода и благодаря этому сохранились.
Коллекция деревянной скульптуры уникальна. Ангел, которого принесли в галерею потому, что одному дома ему скучно, Христос с лицом вепса, лубяные нимбы, коми-пермяцкие костюмы. И вдруг понимаешь, что неожиданная встреча с Ангелом, к которому все относятся как к живому, добавила в твою жизнь некоторую долю смысла.