Петрозаводск

Площадь Онежского озера 9 600 кв. км. На берегу озера стоит столица Республики Карелия — Петрозаводск, промышленный город с населением 277 тысяч человек, что составляет почти половину населения Карелии. Петрозаводск — ровесник Санкт-Петербурга.

В 1703 году в устье речки Лососинки по указу Петра I начали строить железоделательный и пушечнолитейный завод. В те времена это было крупнейшее оружейное предприятие в стране. Петровский завод выпускал пушки, ручное огнестрельное и холодное оружие. Пушки испытывали здесь же, на берегу Онежского озера. Брак сбрасывали в воду. Сейчас в Губернаторском саду на показ гостям города выставлены пушки петровских времён. Все из озера.

Возникшая рядом с заводом Петровская слобода в 1777 году стала городом. С генпланом, гербом, Домом губернатора и Круглой площадью. Суть градостроительной композиции центра осталась неизменной со времён Екатерины Великой. И то, что на Круглой площади в окружении классических зданий XVIII века стоит памятник Ленину, а на Соборной вместо взорванного храма высится монументальное здание театра, этой сути не меняет.

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Адрес: 185035, Карелия, г. Петрозаводск, ул. К. Маркса, 8
Телефон: (8142) 78-37-13
Электронная почта: izomuseum@mail.ru
Сайт: artmuseum.karelia.ru

Во времена Екатерины II каменных зданий в Петрозаводске было не более десятка. Одно из них и сейчас стоит на площади Кирова, в прошлом Соборной. За 200 лет оно успело побывать и народным училищем, и гимназией, и публичной библиотекой. Последние 56 лет здесь находится Музей изобразительных искусств — единственный художественный музей в республике. Мраморная лестница ведёт из просторного вестибюля на второй этаж. С неё начинается восхождение к истокам карельской культуры. Не простое восхождение.

В залах на посетителей смотрят лики, одни сурово, другие внимательно. Иконы появились на территории Карелии в XV веке с поселенцами из Новгородчины. Новгородские иконы монументальны. Святые из небесного мира жёстко оценивали людские поступки по неведомым на земле критериям. Их фигуры почти не оставляли пустого пространства. И теней они тоже не оставляли.

В Карелии к иконам отнеслись иначе. Считали, что они рассказывают об идеальном мире. Святые добрели на глазах, делались проще, понятнее. Человечнее... И это было самым важным, ведь на деревянных стенах часовен иконы походили на окна, открывающиеся в божественные сферы, отчего небо приближалось. Часто фон их писался розовым, и когда человек входил со света в темноту часовни, иконы мерцали, делая небо ещё ближе. И в Кинерме появилась чудотворная икона «Богоматерь Смоленская Одигитрия», а на Волдозере стало возможным «Огненное восхождение пророка Илии».

Приходить к пониманию всего этого сложно, за несколько часов, проведённых в музее, невозможно. Но как жить, не понимая, не чувствуя? И что будет с нашими детьми, которых мы растим, тоже не понимая и не чувствуя? Как это, чувствовать? Кто этому научит? Вот задача для современного музея в меняющемся мире. И об иконах начинают рассказывать с экранов компьютеров. В руки посетителям дают иконные доски — музейные, между прочим, экспонаты. Решая задачи квестов, дети и взрослые постигают азы ремёсел, мифологии, культуры древних районов. Историю…

Как и в любом другом художественном музее, здесь выставлены живописные полотна: Ф. С. Рокотов, И. Е. Репин, И. И. Левитан, К. И. Айвазовский… Когда-то они висели на стенах Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, эту коллекцию собирала императрица Мария Фёдоровна — жена Александра III, мать Николая II. Она и сама была художницей. Всё лето 2016 года её картины были выставлены в музее на отдельной выставке. Всего три картины. Не шедевры. Но идея выставки была удивительна: с помощью одного акварельного портрета и двух писанных маслом натюрмортов рассказать о судьбе датской принцессы Дагмары, посвятившей России 60 лет своей жизни.

В меняющемся мире музей не может оставаться статичным. И Петрозаводский музей меняется. Здесь можно попробовать себя в роли художника. На мастер-классе соорудить крайне нужную в хозяйстве вещь, например, кухонную прихватку. Да надо ли об этом писать? Но когда 10 взрослых людей, высунув от усердия языки, вырезают трафареты, чтобы украсить свои прихватки не абы чем, а птицей счастья, то невольно задумываешься, надо или нет.

Похожие материалы

Заонежье. Экспедиция «На ладони Бога»

Если смотреть на карту Карелии, то пять самых крупных заливов напоминают пальцы руки, а само озеро —...

Рускеала. Мрамор белых ночей

И как только их желания исполнятся, строят пирамидку из мраморных камешков. Этими пирамидками весь п...

Галерея Кронида Гоголева. Сортавала

«… я понял, что непревзойдённые художники, такие как Серов, то есть уже полубоги, они не достижимы…»...

Ладожские шхеры

Шхеры — это острова, большие и маленькие, в основном, скалистые. Разделённые узкими проливами они об...

Таганай. Путешествие по стране туманных грёз

Когда поднимаешься по склонам Таганая — словно путешествуешь с юга на север от широколиственных лесо...

Знаменитая «Тридцатка» — маршрут № 30 «По Западному Кавказу»

Долгими часами единственным Вашим утешением будет лишь то, что полмиллиона человек до Вас смогли сде...

Кавказский заповедник

Кавказский заповедник — второй по величине лесной заповедник Европы — спасает зубров.

Долина реки Белой

Путешествие, которое продлится день…

Гуамское ущелье

Неожиданно стена леса расступается, и дорога ныряет в сумрак каньона.

Большая Азишская пещера. Подземное царство Азиш

Прячется под землей красота редкостная, недаром Большая Азишская пещера входит в пятерку самых краси...