Петрозаводск

Площадь Онежского озера 9 600 кв. км. На берегу озера стоит столица Республики Карелия — Петрозаводск, промышленный город с населением 277 тысяч человек, что составляет почти половину населения Карелии. Петрозаводск — ровесник Санкт-Петербурга.

В 1703 году в устье речки Лососинки по указу Петра I начали строить железоделательный и пушечнолитейный завод. В те времена это было крупнейшее оружейное предприятие в стране. Петровский завод выпускал пушки, ручное огнестрельное и холодное оружие. Пушки испытывали здесь же, на берегу Онежского озера. Брак сбрасывали в воду. Сейчас в Губернаторском саду на показ гостям города выставлены пушки петровских времён. Все из озера.

Возникшая рядом с заводом Петровская слобода в 1777 году стала городом. С генпланом, гербом, Домом губернатора и Круглой площадью. Суть градостроительной композиции центра осталась неизменной со времён Екатерины Великой. И то, что на Круглой площади в окружении классических зданий XVIII века стоит памятник Ленину, а на Соборной вместо взорванного храма высится монументальное здание театра, этой сути не меняет.

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Адрес: 185035, Карелия, г. Петрозаводск, ул. К. Маркса, 8
Телефон: (8142) 78-37-13
Электронная почта: izomuseum@mail.ru
Сайт: artmuseum.karelia.ru

Во времена Екатерины II каменных зданий в Петрозаводске было не более десятка. Одно из них и сейчас стоит на площади Кирова, в прошлом Соборной. За 200 лет оно успело побывать и народным училищем, и гимназией, и публичной библиотекой. Последние 56 лет здесь находится Музей изобразительных искусств — единственный художественный музей в республике. Мраморная лестница ведёт из просторного вестибюля на второй этаж. С неё начинается восхождение к истокам карельской культуры. Не простое восхождение.

В залах на посетителей смотрят лики, одни сурово, другие внимательно. Иконы появились на территории Карелии в XV веке с поселенцами из Новгородчины. Новгородские иконы монументальны. Святые из небесного мира жёстко оценивали людские поступки по неведомым на земле критериям. Их фигуры почти не оставляли пустого пространства. И теней они тоже не оставляли.

В Карелии к иконам отнеслись иначе. Считали, что они рассказывают об идеальном мире. Святые добрели на глазах, делались проще, понятнее. Человечнее... И это было самым важным, ведь на деревянных стенах часовен иконы походили на окна, открывающиеся в божественные сферы, отчего небо приближалось. Часто фон их писался розовым, и когда человек входил со света в темноту часовни, иконы мерцали, делая небо ещё ближе. И в Кинерме появилась чудотворная икона «Богоматерь Смоленская Одигитрия», а на Волдозере стало возможным «Огненное восхождение пророка Илии».

Приходить к пониманию всего этого сложно, за несколько часов, проведённых в музее, невозможно. Но как жить, не понимая, не чувствуя? И что будет с нашими детьми, которых мы растим, тоже не понимая и не чувствуя? Как это, чувствовать? Кто этому научит? Вот задача для современного музея в меняющемся мире. И об иконах начинают рассказывать с экранов компьютеров. В руки посетителям дают иконные доски — музейные, между прочим, экспонаты. Решая задачи квестов, дети и взрослые постигают азы ремёсел, мифологии, культуры древних районов. Историю…

Как и в любом другом художественном музее, здесь выставлены живописные полотна: Ф. С. Рокотов, И. Е. Репин, И. И. Левитан, К. И. Айвазовский… Когда-то они висели на стенах Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, эту коллекцию собирала императрица Мария Фёдоровна — жена Александра III, мать Николая II. Она и сама была художницей. Всё лето 2016 года её картины были выставлены в музее на отдельной выставке. Всего три картины. Не шедевры. Но идея выставки была удивительна: с помощью одного акварельного портрета и двух писанных маслом натюрмортов рассказать о судьбе датской принцессы Дагмары, посвятившей России 60 лет своей жизни.

В меняющемся мире музей не может оставаться статичным. И Петрозаводский музей меняется. Здесь можно попробовать себя в роли художника. На мастер-классе соорудить крайне нужную в хозяйстве вещь, например, кухонную прихватку. Да надо ли об этом писать? Но когда 10 взрослых людей, высунув от усердия языки, вырезают трафареты, чтобы украсить свои прихватки не абы чем, а птицей счастья, то невольно задумываешься, надо или нет.

Похожие материалы

Заонежье. Экспедиция «На ладони Бога»

Если смотреть на карту Карелии, то пять самых крупных заливов напоминают пальцы руки, а само озеро —...

Ижевские оружейники

Царский кафтан был уникальной наградой, которой на протяжении ста лет на Ижевском заводе награждалис...

Рускеала. Мрамор белых ночей

Трудно поверить, что это необыкновенной красоты бирюзовое озеро с отвесными берегами из белого мрамо...

Галерея Кронида Гоголева. Сортавала

«…я понял, что непревзойдённые художники, такие как Серов, то есть уже полубоги, они не достижимы…»

Ладожские шхеры

Шхеры — это острова, большие и маленькие, в основном, скалистые. Разделённые узкими проливами они об...

Таганай. Путешествие по стране туманных грёз

Когда поднимаешься по склонам Таганая — словно путешествуешь с юга на север от широколиственных лесо...

Знаменитая «Тридцатка» — маршрут № 30 «По Западному Кавказу»

Долгими часами единственным Вашим утешением будет лишь то, что полмиллиона человек до Вас смогли сде...

Кавказский заповедник

Кавказский заповедник — второй по величине лесной заповедник Европы — спасает зубров.

Долина реки Белой

Путешествие, которое продлится день…

Гуамское ущелье

Неожиданно стена леса расступается, и дорога ныряет в сумрак каньона.