В переводе с угро-финского марий — человек, а Марий Эл — страна людей. История древнего народа мари длится уже более трёх тысячелетий и вся пропитана поклонением силам природы. В настоящий момент Марий Эл — единственное место в Европе, где язычество фактически является национальной религией.
Нет сомнения, мир маленькой страны волшебен. Сосновые леса, круглые блюдца озёр, луга, реки, родники живут тут особой одухотво-рённой жизнью, имеют силу и сознание. В этой стране вместе со столицей всего четыре города. Столица называется красиво и непонятно — Йошкар-Ола. С 2001 года вопросы развития туризма являются приоритетными в работе Главы региона Л.И Маркелова, и о невероятном преображении Йошкар-Олы в кругах профессионалов рассказывают легенды. Действительно, за последние годы она превратилась из обычного провинциального города в микс Москвы, Амстердама, Венеции, Флоренции и Бельгийского городка Брюгге, в России почти неизвестного. От местного колорита остались история, название и, пожалуй, йошкин кот.
В 1584 году сын Ивана Грозного Фёдор основал Царёв город на Кокшаге, необходимый для защиты русских земель от набегов вольных народов, присоединяемых к государству. Крепостица сгорела давным-давно и материальных доказательств своего существования в городском ландшафте не оставила. Но если раньше туристам это было безразлично, то сейчас, стоя у новёхоньких краснокирпичных стен Царёвококшайского Кремля, они с удовольствием верят в её необходимость и силу. Созерцание светлого лица царя Фёдора Иоанновича, памятник которому был установлен на берегу Малой Кокшаги несколько лет назад, веру эту усиливает.
Название Йошкар-Ола в переводе с марийского значит «Красный город», то есть красивый. Сейчас название полностью соответствует действительности. Разноцветные домики набережной Брюгге отражаются в реке, неуловимо напоминая дома Амстердама. Бронзовые фигурки на крышах Архангельской слободы кокетливо намекают, что всё в этом городе продумано до мелочей.
Вид Благовещенской башни, стоящей на краю площади Девы Марии, вводит в ступор. Первая мысль — это игры разума. Но как можно не верить собственным глазам? В центре Йошкар-Олы стоит Спасская башня Московского Кремля, с курантами и башенками. Вспоминается иллюстрация в букваре, и от этого до боли знакомого образа на душе теплеет. И ты понимаешь, что непременно вернёшься сюда через несколько лет посмотреть на достроенный Благовещенский собор. И через двадцать лет — полюбоваться разноцветной мозаикой из смальты.
В Итальянском сквере восседает в кресле великий флорентинец Лоренцо ди Пьеро ди Медичи Великолепный. Ему бы на другой берег, к прекрасным, с башнями, дворцам. Туда, где с боем часов под прекрасную музыку пять раз в день свершается чудо: в углу балкона отворяется дверь, процессия, возглавляемая Иисусом Христом, начинает свой путь в Иерусалим. В мире много удивительных часов, но аналогов этой композиции нет. Семь минут апостолы движутся к воротам, устроенным в башне. И сотни людей собираются на Патриаршей площади, чтобы увидеть «Вход Господень в Иерусалим». Туристы любят смотреть на знаменитые часы — в Лондоне, в Праге, в Венеции, в Йошкар-Оле.
Здесь есть ещё одни часы — на башне Национальной художественной галереи. С боем курантов маленький ослик начинает далекий путь на Афон, спасая чудотворную икону Богородицы от турок. Не только туристы, прохожие в очередной раз замирают в изумлении, очарованные мелодией литургии Сергея Рахманинова.
Под часами — площадь, носящая имя первого царёвокошкайского воеводы Оболенского-Ноготкова. По периметру она обрамлена белоснежной аркадой. И арки, и башня, и звёздное небо вокруг курантов, резные балконы, арочные парные окна — удивительная схожесть с Венецианской площадью Святого Марка. Но здесь в центре стоит памятник воеводе. И неподалёку — модель Царь-пушки. В 1584 году эта пушка могла бы стать символом устанавливаемой в марийских лесах власти русского государства.
Национальная Художественная галерея внутри так же шикарна, как и снаружи. Всё в ней устроено на том уровне, что нет и быть не может препятствий к принятию самых престижных выставок мира. Солидная выставка — бренд любой галереи: Сальвадор Дали, Зураб Церетели, Александр Бенуа ди Стетто, уникальный янтарь, великолепная гжель. И тут же дети, пришедшие на мастер-классы. И картины марийских художников на стенах. В этом нет противоречия, в этом — течение реки жизни.
Река жизни непредсказуема. Она журчит фонтанами памятника Петру и Февронье, сияет позитивностью Йошкиного кота. В её струях перемешались Рембрандт, императрица Елизавета Петровна, великий поэт Пушкин, влюблённый в Грейс Келли принц Монако. В какой-то момент её сумасшедшее течение непременно выбросит из района шикарных новоделов к дверям музея, на вид самого обыкновенного. И там, в огромных темноватых залах, вдруг настигнет ощущение важности происходящего; придёт понимание, что в твою жизнь уверенно входят забытые предки. Душа с восторгом летит им навстречу, а то, что эта встреча состоялась в Национальном музее Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева, ей неважно. Душе нужно припасть к корням, даже если эти корни в музейной витрине.