«Вышневолоцкая система начинается от слияния реки Тверцы с Волгою в г. Твери и простирается по направлению к С. Петербургу до устья Волхова при г. Новой Ладоге». (из «Судоходного дорожника Европейской России»)
Тверская пристань — ворота в столицу
Тверь — в Москву дверь! Говорят так и доныне, если желают подчеркнуть исключительно важное место, которое занимал и занимает славный город в истории и жизни столицы и всего государства. В том числе и как важнейший узловой пункт на главной транспортной магистрали Российской империи в XVIII–XIX веках — Вышневолоцкой водной системе. Об этом факте тверской истории сегодня почти не вспоминают. Старые дела забылись, а новые заботы древней Твери сегодня далеки от ушедшего в небытие водного пути, игравшего исключительно важную роль в становлении Санкт-Петербурга, развитии экономики страны на протяжении почти двух веков и развитии самого города Твери в частности. Да и специальных исследований, посвящённых роли Твери в функционировании Вышневолоцкой водной системы, совсем немного.
Тверская пристань находилась на месте перехода водного пути в столицу — с Волги в Тверцу, что и определяло выдающуюся роль Твери в системе связей Северо-Запада с внутренними районами страны. Это была самая крупная после Рыбинска и самая известная пристань начиная с тех самых пор, как за реконструкцию водного пути взялся М. И. Сердюков. Ещё в начале 1720-х годов в Твери строили «ластовые суда», участвовавшие в 1722 г. в Каспийском походе Петра I.
С увеличением грузопотока роль столицы Тверского края в функционировании первого искусственного водного пути быстро возрастает. А с окончанием основных работ по капитальному переустройству Вышневолоцкой водной системы число судов, проходящих от Твери к Санкт-Петербургу, доходит до 3000 в год. Тверская пристань становится основной перевалочной базой главной транспортной системы империи, а город Тверь — узловым пунктом этой системы.
Объёмы грузов, поставляемые тверскими купцами в Санкт-Петербург, росли быстро, особенно во второй половине XVIII века. В 1772 г. тверские купцы отправили к Петербургу 162 судна, а в 1792 г. число тверских судов возросло до 269. Тверская пристань по этому показателю заняла третье место после пристаней Рыбинской и Гжатской.
К середине XIX века Вышневолоцкая водная система находилась на пике своего развития. Через Тверь за сезон проходило более 5000 судов. К Тверской пристани приходили весенние караваны: Верхневолжский — с верховьев Волги, Гжатский — с Вазузы, формировался свой, Тверской, караван, а потом начиная с июля шли к Тверской пристани суда Рыбинских караванов — летнего и осеннего.
Вот что в то время отправлял в столицу губернский город Тверь: «Ежегодно до 400 судов с грузами: ржи до 3 тыс. четв., пшеницы до 6 тыс. кулей, муки ржаной до 40 тыс. четв., крупичатой до 30 тыс. мешков, гороховой до 100 мешков, гороху до 800 кулей, ячневой до 5 тыс. кулей, овсяной до 4 тыс. кулей, овса до 30 тыс. кулей, месятки до 100 кулей, семени льняного до 2 тыс. четвертей, масла постного до 3 тыс. п. (пудов. — Е.С.), рыбы сушеной и соленой до 50 тыс. п., соли до 7 тыс. п., сала до 50 тыс. п., аптекарских товаров до 3 тыс. п., вин виноградных до 500 ведер, спирту до 10 тыс. ведер, пеньки до 2 тыс. п., металлических изделий до 17 тыс. п., стали до 500 п., железа до 3 тыс. п., стекол до 3 тыс. ящиков, тряпья до 2 тыс. кулей, лесу до 10 плотов. Всего на сумму до 800 тыс. руб. серебром». Общий вес грузов, не считая леса в плотах, ежегодно доходил до 3 миллионов пудов (50 тыс. тонн).
С водной системой тем или иным образом была связана жизнь доброй половины жителей губернии. Кроме лоцманов, судорабочих и коноводов, требовались плотники и кузнецы для строительства барок, грузчики для погрузки и разгрузки судов, возчики для подвозки грузов на пристани, рабочие по строительству и ремонту гидросооружений и бечевников. Необходимо было вырастить, собрать и намолотить миллионы пудов зерна, заготовить сотни тысяч пудов самых разных необходимых грузов: соли, сала, масла, рыбы, спирта…
Здесь, как и в Рыбинске, в периоды формирования караванов скапливались до 10 тысяч лошадей, и каждой нужно подготовить место для отдыха и кормления. Только на одни сутки им требовалось до полутора тысяч центнеров сена! А сколько тонн навоза после них оставалось?! (Кстати, конский навоз считался лучшим для любых сельхозкультур). Да и мужиков собиралось иногда не меньше, чем жителей. А всю весну в Заволжской части шёл огромный торг: купцы нанимали лоцманов, а лоцманы в свою очередь нанимали себе команду. И всем этим огромным табором требовалось управлять, подчинять определённым правилам.
В весеннюю путину вверх по Тверце отправлялась тысяча судов, на 1000 барок (до Вышнего Волочка) нанималось соответственно 1000 лоцманов, 2000 судорабочих и 4000 коноводов с 10 000 лошадей, а в год путин (или караванов) было три, во время которых от Твери к Волочку отправлялось в среднем 5000 судов, и, соответственно, в пять раз больше людей и лошадей.
В 1810 г. Тверь становится столицей вновь образованной Экспедиции водяных коммуникаций — будущего Ведомства путей сообщений царской России. Экспедицию преобразовали из Департамента водяных коммуникаций по инициативе принца Георга Ольденбургского, генерал-губернатора Тверской, Ярославской и Новгородской губерний, канцелярия которого находилась в Твери. Всю транспортную сеть огромной империи поделили на 10 округов. Система Верхней Волги и трасса Вышневолоцкого водного пути вошли в Первый округ, наряду с озером Ильмень, Невой, Лугой, Наровой, Ладожским озером. Успешно начатую работу Экспедиции водяных коммуникаций прервала война 1812 года, и её деятельность возобновилась только в 1816 году.
180 лет служила России Вышневолоцкая водная система, и сто лет из них являлась единственной транспортной артерией — истинной «дорогой жизни», связывавшей новую столицу с Поволжьем. И начиналась эта дорога в Твери. Сегодня уж нет Тверской пристани, а многие профессии ушли в прошлое, но гидротехнические сооружения старейшей искусственной водной системы России и крупнейшей в Европе всё ещё можно увидеть. Просто приезжайте в Вышний Волочёк прогуляться по набережным вдоль каналов, посмотреть на бейшлот, отдохнуть на берегах созданного М. И. Сердюковым водохранилища. А можно зайти в Вышневолоцкий краеведческий музей, в котором целая экспозиция посвящена истории возникновения и развития водной системы, её строителям и заказчикам.
Автор статьи: Ступкин Евгений Иванович, краевед, член Союза журналистов России, член Союза писателей РФ, автор статей и книг о Тверской области, дипломант и лауреат множества премий, в том числе литературной премии им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (2003 г.), Почётный работник культуры и искусства Тверской области