Хошеутовский хурул. Речное
Путевые заметки

Хошеутовский хурул. Речное

История Хошеутовского хурула началась в 1812 году. Грозная опасность, нависшая над Россией, заставила императора Александра I начать усиление армии. Тогда и были сформированы три калмыцких кавалерийских полка, которые закончили войну с Наполеоном в Париже в 1814 году.

Хошеутовский хурул

Штурм Парижа привёл бы к ненужным жертвам, но французы отказывались сдаваться. И тогда генерал Милорадович схитрил. Перед тем, как вновь отправиться на переговоры, он долго совещался с командиром калмыцкого полка нойоном (князем) Сербеджабом Тюменем. И когда французы в очередной раз отклонили предложение о капитуляции, Милорадович махнул в сторону далёких холмов. «Там, — сказал он, — до ста тысяч калмыков. Вы слышали о них? Завтра они пойдут на штурм, и ужасы вандалов, разрушивших Рим, померкнут по сравнению с тем, что вы увидите в Париже!» В подзорную трубу мэр города разглядел, как в поднимаемых ревущими верблюдами тучах пыли мчится меж холмов нескончаемым потоком множество диких, голых по пояс, вымазанных в крови всадников. «Vae victis» (Горе побеждённым), — произнёс Милорадович будто бы задумавшись.

И… Париж сдался. А наутро первым на его улицы вошёл калмыцкий кавалерийский полк. Это были не «дикари, варвары и людоеды», как думали парижане, а красавцы в жёлто-голубых мундирах, поражающие своей дисциплинированностью и мастерством наездников.

Военная хитрость и 500 всадников, скачущих меж двух холмов по кругу, сохранили прекрасный город и тысячи жизней. А нойона Сербеджаба Тюменя пригласили в Санкт-Петербург для вручения наград. Величие Казанского собора, ставшего памятником воинской славы, потрясло калмыцкого князя. Полукруглая колоннада собора походила на родовой знак князя — натянутый лук. Нойон решил возвести подобный храм в своем улусе. В 1818 году строительство Хошеутовского хурула было завершено.

Но памятник боевого братства калмыцкого и русского народов был разрушен в советское время. Его восстановили только к 200-летию хурула, но уже без колоннады. Юбилей праздновали с невероятной самобытностью. На неделю приехавшие в село Речное монахи тибетского монастыря Таши-Лумбо создавали из цветного песка мандалу мудрости Манджушри, проводили множество обрядов, главный из которых — мистерия Цам, танец-пантомима, цель которого — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов от последователей Будды.

Мистерия Цам

Материалы по теме

Экспедиция «К берегам Хвалынского моря»

Этой экспедицией мы соединяем две точки на карте России: исток и устье Волги…

Байкал. Остров Ольхон

Побывавшие в этих местах считают, что никогда не видели ничего красивее Байкала.

О Кёнигсберге, Канте и теории графов

Ровно в 16 часов Кант выходил из дома – по нему сверяли соборные часы.

Мурманская область. Путешествие мечты

Здесь всё и сразу — влекущее, удивляющее, пугающее суровостью, провоцирующее на риск покорения этих ...

Ростов Великий. Иона Сысоевич

Все туристы, приезжающие в Ростов Великий, обязательно оказываются на торговой площади, под стенами ...

Муксальминская дамба

Дамба больше похожа на горный серпантин и уж точно ничем не напоминает прямую дорогу.

Большой Заяцкий остров

В любом лабиринте вход там же, где выход

Легенды озера Светлояр

В языческие времена здесь славили бога солнца — Ярилу. Вот и озеро стали называть Светлым Яром. Може...

Порхов. Старая крепость

Время не пощадило большинство шедевров русской фортификации. Порхов — счастливое исключение.

Тверская пристань. Ворота в столицу

Тверская пристань становится основной перевалочной базой главной транспортной системы империи